Гены детской смерти работают в группе

Британские ученые разобрались в генетике смерти в колыбели – синдрома внезапной смерти младенца (SIDS) в течение первого года жизни. Новое исследование выявило три генные модификации, наличие которых повышает вероятность SIDS в 14 раз.

Об одном из генов медики уже знали благодаря исследователям из Манчестерского университета. «Пять лет назад мы выявили связь между SIDS и некоторыми вариантами гена интерлейкин-10 (Interleukin-10), – сказал автор работы микробиолог Дэвид Дракер. – Теперь мы обнаружили еще два гена. У ребенка, имеющего некоторые варианты или полиморфизм всех трех генов, риск погибнуть от синдрома внезапной смерти повышается в 14 раз».

Еще одно проведенное ранее исследование, выполненное в сотрудничестве с коллегами из Ланкастерского университета, показало, что SIDS связан с распространенными бактериями, к которым дети до года могут быть недостаточно устойчивы. Например, в возрасте двух–четырех месяцев младенцы имеют настолько слабый иммунитет, что не способны полноценно справиться ни с какой инфекцией. Поэтому генетики и обратились к генетической составляющей работы иммунной системы при реакции организма на инфекцию.

Интерлейкин-10 (IL-10), также как другие два гена – интерлейкин-6 (IL-6) и VEGF (васкулоэндотелиальный фактор роста), – вовлечены в синтез цитокинов – веществ, важных для правильного функционирования нашей иммунной системы. Белки цитокины осуществляют передачу сигналов между различными клетками организма.

Определенные варианты этих кодирующих цитокины генов вызывают воспалительную реакцию на бактериальную инфекцию, в финале заканчивающуюся SIDS. А полиморфизм VEGF, ассоциирующийся с синдромом детской смерти, оборачивается эмбриональным недоразвитием легкого.

«Благодаря исследованию мы очень продвинулись в понимании основных причин SIDS, – считает доктор Дракер. – Пресловутый синдром сам по себе не болезнь, но некоторая совокупность различных причин, приводящих к летальному исходу».

Открытие имеет и большое практическое значение: здравоохранение и социальные службы станут концентрировать внимание на детях из группы риска. Теоретически самых уязвимых из них можно будет вакцинировать.

Доктор Дракер напомнил о существовании и других факторов риска SIDS, в частности курения – как родителей, так и пассивного курения младенца – и позы, в которой ребенок спит. Так, по его словам, сон в положении «лежа на животе» увеличивает вероятность SIDS до 30 раз.

Дракер считает, что новые данные помогут и в работе судмедэкспертов, не раз допускавших в прошлом трагические ошибки. Но, главное, перед учеными открывается возможность предсказывать угрозу SIDS для того или иного маленького пациента и давать практические рекомендации матерям.

Как писала «Газета.Ru» в феврале, английские ученые уже вносили свою лепту в изучение проблемы внезапной детской смертности. Они вычислили клетки головного мозга, включающие гаспинг – механизм самооживления ребенка при кислородном голодании. Отсутствие подобного механизма также может привести к SIDS.

Hubble подобрался к темной энергии

С помощью телескопа имени Хаббла ученым удалось получить новые данные о свойствах так называемой «темной энергии», которая заполняет собой нашу Вселенную. Открытие удалось сделать благодаря изучению эффекта ускорения расширения Вселенной, за которым удалось проследить с помощью взрывающихся звезд – так называемых сверхновых.

Как сообщает «Би-би-си», ученые пришли к выводу, что размеры нашей Вселенной увеличиваются быстрее, чем это считалось раньше.

То, что Вселенная быстро расширяется, удалось установить еще в 20-х годах прошлого века самому Эрвину Хабблу и его сотрудникам. Однако в 1998 году группа под руководтсвом профессора Алексея Филиппенко из калифорнийского университета в Беркли установила, что расширение это идет не с замедлением, как ранее предполагалось, а наоборот – с ускорением. Это, казалось, противоречило здравому смыслу – ведь взаимное притяжение галактик и их скоплений должно было бы приводить к уменьшению скорости их разбегания.

Для того, чтобы обеспечить ускорение, необходимо было предположить, что гравитационное притяжение на больших расстояниях сменяется отталкиванием. Такая возможность была включена Альбертом Эйнштейном в лучшую на сегодняшний день теорию гравитации – общую теорию относительности – в виде так называемого лямбда-члена его уравнений поля, однако казалась теоретикам настолько противоестественной, что в серьез уже давно не рассматривалась. Открытия Филиппенко и его группы заставили вернуться к этой идее, а также задуматься о физической причине этого отталкивания – той самой темной энергии, о которой шла речь выше, и ее свойствах.

Взрыв сверхновой – грандиозное по маштабам явление. В максимуме яркость их в миллиарды раз превышает яркость таких звезд, как Солнце, превосходя иногда яркость всей галактики, в которой они находятся, поэтому наблюдать их можно на очень больших расстояниях. Максимум излучения у таких звезд наступает примерно через две-три недели после взрыва. После этого интенсивность начинает постепенно падать, уменьшаясь в течение последующих 100 суток в 25-50 раз. В момент пикового излучения можно определить расстояние до некоторых из таких звезд. Именно с помощью сверхновых звезд астрономы пытаются измерить геометрию и эволюцию нашей Вселенной.

Кроме скорости расширения Вселенной, ученые также надеются получить более точные данные и о самих сверхновых.

«Мы планируем выделять сверхновые на фоне галактик и как можно более точно определять их параметры, – отметил профессор Роберт Кноп из университета Vanderbilt. – Наблюдениям в космосе практические не мешает фоновое излучение неба и поэтому снимки, сделанные космическим телескопом, имеют очень маленькую погрешность». Предыдущие открытия были основаны на наблюдении приблизительно четырех десятков сверхновых, однако наблюдения эти были неточными, поскольку велись с Земли, и на результаты влияло фоновое излучение земной атмосферы.

Теперь же с помощью орбитального телескопа Hubble уникальные кадры можно получить прямо из космоса. Сейчас телескоп изучает 11 сверхновых звезд. Ученым удалось подтвердить, что наблюдаемые сверхновые звезды светят гораздо слабее, чем ожидалось, следовательно – они удаляются от Земли быстрее, чем предполагалось, утверждает профессор Роберт Кноп.

Более точные данные о скорости расширения Вселенной помогут установить некоторые свойства темной энергии. Следующим этапом исследований станет также запуск спутника SNAP, который должен будет изучить уже не десятки, а тысячи взрывающихся звезд и исследовать их свойства более подробно.