Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Азарт излечим

Структуру в мозге человека, отвечающую за принятие решений, связанных с риском, открыли американские ученые из Калифорнийского технологического института. Как передаёт агентство «Синьхуа», локализацию специалисты провели при помощи ядерно-магнитного резонанса. Возглавил команду ученых профессор института Стивен Кварц.

Суть эксперимента состояла в следующем: испытуемого просили выбрать две карты из набора карт, содержащих номера от 1 до 10. При этом человек ставил доллар на то, какая из двух карт будет содержать больший номер. Сначала открывалась первая из выбранных карт, затем, с интервалом в шесть секунд, – вторая. Исследователи сосредоточили все свое внимание на промежутке времени, в течение которого подопытный оценивал риск выигрыша и ожидал результат. И им удалось выделить области мозга, активизирующиеся именно в эти шесть секунд. Как выяснилось, сразу после открытия первой карты, возбуждался центр, ответственный за ожидание награды, а в последующие шесть секунд человек оценивал степень того, насколько он рискует своим долларом.

Оказалось, что активные области входят в цепочку, связанную с рецепторами допамина – «гормона удовольствия».

По мнению ученых, им впервые удалось выделить в чистом виде области мозга, ответственные только за азарт, без включения других областей, ответственных за более «высокие» мыслительные процессы. «Нам удалось впервые чисто локализовать центры игромании», – сказано в работе калифорнийской команды. Результаты исследований американцев опубликованы в журнале Neuron.

По мнению авторов, полученные данные в первую очередь помогут в лечении зависимости от азартных игр, а также маниакально-депрессивного психоза, шизофрении и некоторых других психических расстройств. Правда, для этого нужно научиться блокировать допаминовую цепь в очень локальной области, чтобы совсем не лишить человека чувства удовольствия.

Игромания в последнее время привлекает повышенное внимание ученых. В том числе и в России, где она распространяется вслед за расширением сети игровых автоматов. Не так давно в Москве прошла конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность». Ее организовали Минздравсоцразвития России и Центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского академик Татьяна Дмитриева заявила, что в структуре центра создана рабочая группа, которая занимается исключительно проблемами игровой зависимости. В группу обратилось уже около 500 человек, а будущем планируется выделение команды в самостоятельное отделение института.


Древнерусские храмы-2. Софии в Новгороде и Полоцке

Каждый нумизмат мечтает найти в свою коллекцию самую-самую монету. Например, рубль так и не взошедшего на престол императора Константина Павловича. Каждый археолог мечтает о том, чтобы найти что-то эдакое, ну, как Шлиман. Как минимум Трою.

Мечта многих новгородских археологов - найти дубовую Софию Новгородскую.

Так как грунт сохраняет органику, вроде бы должны сохраниться остатки деревянного собора X века «о тринадцати версех». Но увы! Пока что все тщетно. Церковь Бориса и Глеба в Детинце (Кремле то есть), поставленную прототипом былинного Садко купцом Сотко Сытиничем на месте пожара век спустя, нашли (сейчас на этом месте стоит крохотная церквушка Андрея Стратилата) а вот Софию - пока нет. Зато каждый, приехавший в Новгород Великий, начинает знакомство с городом с каменной Софии, построенной двумя поколениями позже. «Где София, там и Новгород», - говорят уже много веков.

НОВГОРОД. СТРОИТЕЛЬСТВО.

Все началось с пожара. «В лето 6553. Сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь», - можно прочитать в Новгородской Первой летописи Старшего извода.

То есть сразу после пожара весной 1045 года началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого (напомним, что к этому времени сам Ярослав уже выстроил Софию в Киеве). Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро храма, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился, галереи стали двухэтажными и храм получился более монументальным.

Закончили собор в 1050 году. К сожалению, первоначальных фресок сохранилось очень мало (в основном в Мартирьевской паперти собора). Там же сохранилось и большинство древних граффити. Весьма важными, на мой взгляд, являются автографы мастеров-строителей собора. Заказчик собора, князь Владимир Ярославич умер сразу после освящения храма, в Софии его и похоронили.

Судя по всему, основной объем храма расписали сразу, а притворы, судя по летописному сообщению - только в 1144 году.

Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая десница на другой день по написанию оказалась сжатою. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трёх раз, пока на четвёртый день свержу не раздался голос: «Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространиться, тогда будет граду сему скончание».

Искусствоведы считают, что мастер просто не справился с анатомией, но не нам судить, кто тут прав.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, увлечение которого Древней Русью началось именно с Великого Новгорода, считал, что предсказанный конец Новгороду, возможно, наступил во время Великой Отечественной Войны. Новгородские храмы тогда сильно пострадали от артиллерийского огня и купол Софии пробил снаряд. Фреска Вседержителя почти полностью погибла, и сейчас можно заметить лишь жалкие остатки.

Кстати, во время Великой Отечественной войны пропал и крест с главного купола Софии, на котором «сидел» металлический голубь. Крест был сбит, предположительно, в 1942 году при артобстреле или авианалете. В годы войны реликвию вывезли за рубеж, и точное местонахождение креста оставалось неизвестным. Во время реставрации крест восстановили, а в сентябре 2003 года нашлась и пропажа. Ее обнаружили в одной из испанских военных академий под Мадридом. В итоге крест вернули, и подлинник выставлен в соборе.