Земля помогала рождению Солнца

Если бы вокруг молодых звезд не было вращающихся протопланетных дисков, сами звезды вращались бы гораздо быстрее и, возможно, так и не стали бы настоящими звездами.

Основанное на наблюдениях космического телескопа Spitzer исследование подтвердило теоретические построения, согласно которым при взаимодействии с магнитными полями формирующихся звезд протопланетные диски замедляют их вращение. И тем самым дают окончательно сформироваться звезде.

Во время работы астрономы изучили данные наблюдений около 500 молодых звезд в туманности Ориона. Выяснилось, что медленно вращающиеся формирующиеся звезды имеют вероятность наличия протопланетных дисков в пять раз большую, чем у быстро вращающихся звезд.

Молодые звезды – это шары коллапсирующего газа, вращающиеся со все возрастающей скоростью по мере сжатия (подобно тому как фигурист ускоряет свое вращение, прижимая к себе руки). Период вращения таких звезд составляет около половины суток и менее (к слову, период обращения нашего Солнца равен 28 суткам). Однако этот период больше, чем предсказывала теория для подобных объектов. «Мы знали: что-то замедляет движение звезд. Протопланетные диски были самым простым решением проблемы, однако нам пришлось дождаться запуска телескопа Spitzer, чтобы сказать наверняка», – сказала доктор Луиза Ребалл из Спитцеровского научного центра NASA в Пасадене (Калифорния).

Если бы молодая звезда вращалась без замедляющих факторов, возможно, она так и не смогла бы окончательно стабилизироваться и сформироваться.

«Теперь мы можем сказать, что диски играют некоторую роль в замедлении звезд по крайней мере в одном регионе нашей Галактики. Однако возможны и другие влияющие факторы», – осторожно добавила Ребалл. Чтобы окончательно прояснить вопрос, астрономы ждут запуска телескопа Джеймса Вебба (The James Webb Space Telescope, JWST), который должен выйти в точку Лагранжа в 2013 году. Его инфракрасные «глаза» намного чувствительнее приборов телескопа Spitzer, и ученые надеются в деталях рассмотреть процессы торможения звезд. В особенности если к нему удастся построить дополнительно экран-маргаритку.

Выпивка вчетверо повышает риск травмы

Любая выпитая человеком доза алкоголя повышает риск получения человеком травмы, сообщает medlinks.ru со ссылкой на автралийских исследователей.

Люди, выпившие что-либо, содержащее алкоголь, в четыре раза чаще, чем трезвые, получают травмы. Учёные из Университета Квинсленда (The University of Queensland) вычислили, что четырехкратное увеличение риска травмы длится шесть часов после приема алкоголя. Следующие 24 часа риск травмы у пивших в 2,5 раза выше, чем у тех, кто не пил.

Те, кто выпивает по праздникам, получают травмы чаще, чем те, кто пьет регулярно. Самые серьезные травмы случаются у тех, кто пьет пиво, и у тех, кто выпивает в барах.

Автор работы Керианна Уатт говорит, что, хотя результаты очевидны, до сих пор не проводилось исследований, принимающих в расчет все виды травм, полученные после приема алкоголя, а не только автомобильные.

«Мы заметили, что некоторые виды алкоголя, например, крепкие спиртные напитки, сильнее повышают риск травмы. Однако непонятно, в чем дело – в том, что люди выпивают большую дозу алкоголя, или в том, что крепкие напитки выбирают люди определенного склада, которые сами по себе склонны к рискованному поведению», – замечает исследователь.

Растет поголовье черных дыр

Группа европейских астрономов из Института астрономии Кембриджа (Institute of Astronomy, Cambridge) и отделения астрономии Болонского университета (Dip. di Astronomia, Univ. di Bologna), а также Европейской южной обсерватории в Чили (ESO, Santiago) открыла самый мощный из известных УМИ (ультрамощный рентгеновский источник).

Изучая спиральную галактику MCG-03-34-63, ученые обнаружили источник рентгеновского излучения, расположенный вне ее ядра. Поток излучения от него соответствует светимости 3 х 1041 эрг/с, что делает его самым мощным из наблюдавшихся УМИ. Если все измерения, проведенные космическими телескопами XMM Newton и Hubble верны, то тогда ученые наблюдают поглощение вещества черной дырой, имеющей массу больше солнечной в 2300 раз.

Хотя, конечно, возможны и ошибки в интерпретации полученных данных. В любом случае, если данные верны – это весомый аргумент в пользу одной из теорий, объясняющей природу этих объектов, и одновременно новая загвоздка в объяснении их происхождения.

Ультрамощные рентгеновские источники (Ultra-luminous X-Ray Sourse, ULX) – это новый класс астрофизических объектов. В рентгеновском диапазоне они в миллионы раз ярче обычных черных дыр и в миллионы раз слабее ядер галактик и квазаров. Загвоздка в том, что эти яркие источники не находятся в центре галактик. Русский термин УМИ предложен Сергеем Поповым из Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга. Интересно, что первоначальная аббревиатура УМРИ не прижилась, хотя более точно передает суть явления. Первый УМИ обнаружили сравнительно давно. Его засекла еще первая космическая рентгеновская обсерватория Einstein.

Хотя сейчас известно около ста таких объектов, достоверной теории УМИ не существует.

Обычно в астрономии говорят о трех типах черных дыр. Первый – черные дыры звездных масс (примерно 10 масс Солнца). Они образуются из массивных звезд, когда в тех заканчивается термоядерное горючее. Второй – сверхмассивные черные дыры в центрах галактик (массы от миллиона до миллиардов солнечных). И, наконец, первичные черные дыры, образовавшиеся в начале жизни Вселенной, массы которых невелики (порядка массы крупного астероида). Таким образом, большой диапазон возможных масс черных дыр остается незаполненным.

Теперь, с открытием УМИ, вроде бы как минимум часть из них объясняется как раз наличием таких «промежуточных» черных дыр (оставшуюся часть можно объяснить тем, что мы наблюдаем «обычную» черную дыру со стороны джета – мощного выброса вещества с полюса, соответственно, направленного прямо на нас). Однако введение в астрофизику новых объектов – «промежуточных» черных дыр – порождает новый вопрос: откуда они взялись? Если эволюционные процессы, приводящие к образованию как обычных, так и сверхмассивных черных дыр, ученые хорошо себе представляют, то о механизме образования новых членов этого семейства сейчас в науке еще долго будут идти ожесточенные споры.