Генетическая кукушка

Американским генетикам удалось обнаружить универсальные маркеры старости – группу генов, которые уменьшают свою активность в процессе старения у большого количества животных, от мух до человека. До сих пор исследователи изучали гены старения одного конкретного вида, обычно мух-дрозофил или лабораторных мышей, а также в различных человеческих тканях. Однако белок, связанный со старением, в одном виде совсем не обязательно не имеет отношения к процессам старения в другом виде. Поэтому до сих пор ученым не удавалось подобраться к универсальным процессам старения.

Команде Стюарта Кима из Стэнфордской университетской медицинской школы (Stanford University School of Medicine) удалось обнаружить группу генов, активность которых последовательно падает с возрастом у различных видов животных.

В своем исследовании Ким и его коллеги изучали активность генов в разном диапазоне возрастов у мушек-дрозофил и лабораторных мышей, а также в тканях мозга, почек и мышечной ткани 81 человека в возрасте от 20 до 80 лет. Генетикам удалось установить, что одна группа генов с возрастом последовательно производила меньше белка. Это оказались гены, получившие название «электронная транспортная цепь», производящие энергию в клеточной митохондрии.

Согласно работе Кима, которая опубликована в выпуске Public Library of Science-Genetics от 21 июля, эти генетические маркеры – «более точный индикатор возраста, чем дата рождения», по меткому выражению ученого. В процессе исследования им встретились 41-летний человек с активностью генов на уровне 50–60 лет и 64-летний с активностью 30-летнего мужчины.

По мнению ученых, их исследование может помочь как определять истинный, биологический возраст человека, так и бороться со старением. Как говорит Ким: «Раньше считалось, что неизбежны старость и налоги; как выяснилось, со старостью все не совсем так».

Генетические исследования за последние годы продвинулись очень далеко. Как выясняется, генетическая природа проявляется в самых неожиданных областях. Так, группа исследователей из Еврейского университета под руководством Ричарда Эбштейна обнаружила, что индивидуальные различия сексуального желания могут быть обусловлены генетически и вызываться теми или иными модификациями генов. Ученые идентифицировали пять таких вариаций.

Исследование первое в своем роде: впервые получены данные в пользу того, что изменения в последовательности ДНК влияют на силу влечения, возбуждение и половую функцию и обеспечивают разнообразие сексуального фенотипа человека.
Работа опубликована в онлайн-версии журнала Molecular Psychiatry, в ней также приняли участие ученые во главе с профессором Робертом Бельмейкером из Университета Бен-Гуриона в Негеве.

А группа бельгийских ученых выявила три гена, которые могут быть связаны с возникновением глухоты у работающих при сильном шуме людей. Помимо профессиональной эта проблема может коснуться и жителей больших городов: уровень шума городского транспорта давно превысил опасный порог. Открытие сделано командой исследователей из Антверпенского университета под руководством профессора Ги ван Кампа. Так что, возможно, у самого известного профессионального глухого Квазимодо также были генетические проблемы.

Битва за центр Млечного Пути

Космическая обсерватория Chandra представила новый рентгеновский снимок центральных областей нашего Млечного Пути. На получение снимка у телескопа ушло более миллиона секунд.

Согласно снимку центр Млечного Пути предстает перед нами как «перенаселенная» и неспокойная местность. Помимо сверхмассивной черной дыры область заполнена самыми разными объектами, влияющими друг на друга.

Новое изображение показывает три массивных звездных скопления: Дуга (Arches) – вверху в центре, Пятерка (Quintuplet) – вверху справа и скопление GC – внизу посередине, расположенных вблизи сверхмассивной черной дыры, которая локализуется в объекте Стрелец А. Массивные звезды в этих скоплениях сами являются мощными точечными рентгеновскими источниками, так как их вещество сталкивается с веществом звезд-компаньонов.

Помимо этого звезды могут быть заметны в рентгеновском диапазоне и в момент своей смерти, когда они вспыхивают сверхновыми, и после нее, когда от них остается нейтронная звезда или классическая черная дыра, падение на которые вещества также сопровождается рентгеновским излучением. Помимо индивидуальных событий в жизни звезд происходит взаимодействие и самих скоплений с иными обитателями галактического центра. Например, скопления сталкиваются с более плотными и холодными облаками молекулярного газа.

На получение уникального изображения размером 17 х 20 угловых минут (что соответствует области 130 х 168 световых лет) телескоп израсходовал 278 часов своего наблюдательного времени. Соответственно, на получение беспрецедентной фотографии затрачено чуть более миллиона секунд экспозиции.

Запущенный NASA 23 июля 1999 года и названный в честь выдающегося астронома Чандрасекара космический телескоп Сhandra совершил уже немало открытий. Так, на Юпитере он нашел источник пульсирующего рентгеновского излучения (названный Большим рентгеновским пятном), природа которого пока остается тайной для ученых. В галактике NGC 6240 им обнаружено два активных ядра, каждое из которых оказалось самостоятельной черной дырой. А в 2005 году обсерватория разглядела пару из белых карликов, обращающихся один вокруг другого всего за 321 секунду. И период обращения, по словам ученых, быстро сокращается. Сейчас расстояние между звездами системы J0806 всего 80 тыс. км, но в будущем они должны слиться. Этот объект может оказаться одним из самых мощных источников гравитационных волн в нашей Галактике, которые, возможно, ученые сумеют обнаружить в будущем.