Челюсть растет по металлу

Покрытые особыми белками титановые имплантаты могут привести к полной регенерации утерянной костной ткани при заболеваниях десен. Таков результат работы доктора Ульфа Викесйо (Ulf Wikesjo) – профессора периодонтики в Медицинском колледже Джорджии (Medical College of Georgia, MCG).

Общий результат запущенных болезней десен – потеря зубов и разрушение челюстной кости. Проведенные в MCG лабораторные испытания показали, что введенные имплантаты заставляют стволовые клетки костного мозга превращаться в клетки роста костной ткани.

Результатом стала почти полная регенерация потерянной ткани.

Как говорит Викесйо, способ восстановить костную ткань вокруг зубов искали 20 лет. Пробовали и костные имплантаты, и мембранные системы для роста тканей. А достигнуть успеха удалось после комбинации разных методов. Американские стоматологи установили, что регенерация требует двух условий: стабилизация раны и наличие места для роста восстановленной ткани.

«При благоприятном стечении обстоятельств регенерация происходит за неделю-другую, после чего мы переходим к проблеме заживления раны, а это уже пройденный этап», – говорит профессор.

Белок, использованный учеными, уже известен медицине. На морфионетические белки возлагают большие надежды при проведении черепно-лицевой пластики приблизительно по тому же механизму.

Пока ученые проводили свои опыты на животных, но летом этого года планируется начать клинические испытания. Требуется установить влияние на регенерацию многих факторов, в том числе концентрации белка, времени и условий имплантирования.

А если опыты пройдут успешно, то можно будет подумать и о распространении методы на другие части скелета.

Тем временем исследователи из канадского Университета Альберты нашли способ регенерировать сами зубы. Они установили, что пульсирующий ультразвук низкой интенсивности (low-intensity pulsed ultrasound, LIPUS) стимулирует повторный рост выбитых или выпавших зубов. Используя свойства такого ультразвука, на их основе доктора Тарак Эль-Биэли, Цзе Чэнь и Ин Тсуй разработали особую технологию – миниатюрную систему на чипе, обеспечивающую, по словам новаторов, заживление зубной ткани оригинальным и неразрушающим способом.

Беспроводное решение преобразователя ультразвука означает, что микроскопическое устройство, укомплектованное биологически совместимыми материалами, без труда поместится во рту пациента и не доставит ему дискомфорта. Агрегат легко устанавливается на ортодонтическом брекете или даже пластиковой съемной коронке. Заодно изобретатели сконструировали энергетический датчик, который проследит, чтобы вся мощь сигнала LIPUS достигла требуемой области – корней зубов внутри кости.

Ученые надеются довести до ума систему на чипе и выпустить ее в продажу уже в следующем году, благо патент на разработку уже получен.

«Аврора» утонула в Выборгском заливе

В Выборгском заливе подводные археологи исследовали фрагменты шведского корабля XVIII века и боевой яхты шведского короля Густава III «Аврора», участвовавших в морском сражении 21–22 июня 1790 года. Как передаёт «Интерфакс», корабли обнаружили участники российской подводно-археологической экспедиции «Память Балтики», которую возглавляет контр-адмирал Константин Шопотов.

Первые погружения в воды Выборгского залива в этом году исследователи начали в марте. Тогда они нашли остатки крупного шведского корабля, предположительно фрегата «Почтальон». «При погружении в районе бухты Дальняя нам стало понятно, что по разные стороны подводного камня находятся фрагменты не одного, а двух разных кораблей», – сказал Шопотов.

В марте корабли обнаружили при помощи сонаров, а в июле остатки уже обследовали археологи-водолазы. Как рассказали в штабе экспедиции, по предварительным данным, фрагменты остова и восемь орудий принадлежат фрегату «Земира». Кроме того, подводные исследователи нашли останки боевой яхты «Аврора» и две принадлежавшие ей пушки.

Все корабли погибли в Выборгском сражении – крупнейшем столкновении боевых судов на Балтике, в котором принималo участие не менее 550 судов (вымпелов), при этом погибло не менее сотни судов.

Яхта «Аврора» затонула 22 июня по русскому календарю (3 июля по шведскому стилю) 1790 года на последнем этапе Выборгского морского сражения. Корабль ушёл на дно после получения пробоины ниже ватерлинии. В момент гибели экипаж успел перейти на другое судно, но по условиям эвакуации не мог взять с собой ни судового, ни собственного имущества, ни оружия.

Работы нынешнего года в бухте Дальняя приурочены к 280-летию со дня рождения адмирала Василия Чичагова, который командовал российским флотом в победном Выборгском морском сражении. Ранее члены экспедиции уже сделали уникальные находки в районе Выборгского залива. За годы работы экспедиция «Память Балтики» обнаружила, исследовала и паспортизировала более 20 затонувших кораблей. Среди них погибшие в том же сражении линейные шведские корабли «Ловиса-Ульрика», «Хедвиг Элизабет Шарлота», «Эникхеттен», галера «Эртрус» и бриг-коттер «Драгун». Некоторые из находок археологи подняли со дна залива, они экспонируются в Музее подводной археологии, открытом в Выборгском замке Ленинградской области.

Уже после публикации заметки в «Газету.Ru» пришло письмо от участника другого подводного проекта - «Тайны затонувших кораблей», в котором сообщалось, что на самом деле яхта «Аврора» найдена и обследована еще четыре года назад, а год назад справка о яхте, ее подводные фотографии и схемы опубликованы на сайте проекта. Таким образом, информация о том, что яхта найдена впервые, переданная агенством «Интерфакс» не соответствует действительности.