Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Психосоматика-1. Душа и тело - болеем вместе

Не хотелось бы начинать лекцию с банальности, но, видимо придется. Итак, что у нас говорит народная мудрость о неразрывной связи души и тела? Правильно: «Все болезни от нервов…» И говорить мы сегодня будем о том, как ведет себя тело, если у него болит душа, и каково приходится душе в больном теле.

Бытовавшее долгие годы представление о двойственной природе человека, состоящей из телесных и душевных проявлений, протекающих отдельно друг от друга, создало условия для появления научных подходов, изучающих либо психические, либо соматические болезни. Лечение разных болезней у одного и того же человека врачами разной ориентированности привело к тому, что утратилась возможность понимания больного, как личности, что, естественно, не могло не сказаться на эффективности лечения.

Начнем с истории.

Чтобы понять, какое соотношение влияния психики и соматики в различных заболеваниях, в 30-40 гг. ХХ века в США, а потом и в Европе была создана концепция так называемой «психосоматической медицины». Согласно ей, возникновение психосоматических расстройств связывалось с типом личности и особенностями эмоционального реагирования конкретного человека. Однако эта модель в скором времени была отвергнута, так как выяснилось, что в происхождении психосоматических заболеваний большую роль играют и такие факторы, как наследственная предрасположенность, неблагоприятные социальные факторы и тому подобное.

В то же время было доказано, что не существует чистых психосоматических заболеваний. А развитие «традиционных» соматических заболеваний нужно анализировать с учетом взаимодействия биологических и психосоциальных факторов.

В нашей стране с подобными исследованиями было достаточно тяжело, поскольку советская наука к психосоматической медицине относилась крайне отрицательно, считая ее «западной», и, соответственно, идеологически чуждой. Так что полноценные исследования в этой области у нас начались едва ли не в 80-х годах.

Личность в ситуации болезни. Очень научно.

Болезнь - это та ситуация, в которую рано или поздно попадает любой человек. И вне зависимости от тяжести течения или симптомов, болезнь с неизбежностью занимает центральное место в его мыслях, становясь источником тревог и надежд.

Личностные изменения при болезни наиболее отчетливо проявляются во внутренней, душевной картине болезни. В настоящее время клинические факты все более убеждают в том, что биологические закономерности у человека не существуют вне связи с психологическими. При заболевании личность может оказаться в известной мере измененной в результате прямого воздействия патологического процесса на нервную систему.

Инфекционные заболевания, столь часто накрывающие крупные мегаполисы, в особенности грипп, нередко влияют и на психическую сферу человека.

Интоксикации, эндокринные расстройства и поражения отдельных систем организма, накопление в крови патологических продуктов обмена веществ, а также резкое общее истощение при соматических болезнях в ряде случаев сопровождается выраженным истощением клеток коры и других областей головного мозга, которое влечет за собой различные проявления психических расстройств. Соматические нарушения очень тесно переплетаются еще и с той психологической травмой, которой подвергается личность в процессе болезни. Подобные психологические изменения называют обычно соматогениями.


Мышкины слезки

У мышей, которым продемонстрировали мучения лично знакомых собратьев, увеличивается чувствительность к боли. По словам организатора экспериментов профессора Джеффри Моджила из университета Макгилла, поведение испытуемых грызунов свидетельствует о способности к сопереживанию – эмпатии у «низших» млекопитающих. До сих пор эмпатию подозревали, но не могли доказать ее наличие даже у высших приматов.

Тонкость душевного устройства мышей проявилась при следующих обстоятельствах, подробно описанных на сайте журнала Science. Сотрудники лаборатории генетики боли под руководством Моджила обнаружили, что соразмещенные, то есть живущие по соседству и знакомые друг с другом мыши более остро воспринимали болевые ощущения во время соответствующего тестирования, если видели, что боль испытывает кто-либо из «соседей», и менее остро – если проходили испытание поодиночке.

Соответственно, исследование впервые выявило «инфекционную природу эмоций», распространяющихся от животного к животному подобно вирусу, и обрисовало значение социальных факторов в управлении болью.

Полученные данные не только беспрецедентны в том, что они сообщают нам о поведении животных. В конечном счете они, возможно, помогут лучше понимать, что такое боль для человека.

«Нам уже известно, что социальное взаимодействие играет важную роль в поведении, связанном с хроническим болевым синдромом, – поясняет профессор Моджил. – Теперь мы могли бы объяснить механизм, лежащий в основе таких эффектов: почему нас так задевает и травмирует происходящее с окружающими?»

Доктор Моджил – репатриированный канадец, «завербованный» университетом Макгилла в 2001 году из университета Иллинойса. На предыдущем месте работы профессору удалось идентифицировать зависящую от пола генетическую схему, которая предопределяет, как мужчины и женщины реагируют на причиненную боль. В целом в круг научных интересов Моджила входит в первую очередь исследование генетических и экологических воздействий, которые, объединяясь, управляют болевыми реакциями.

Около месяца назад Моджил выступил с провокативной на первый взгляд гипотезой, в которой увязал привычку чесаться с индивидуальной переносимостью боли.

Способность терпеть боль, по мнению профессора, обратно пропорциональна склонности к кожному зуду. Объясняться такая зависимость может генетически – если предположить, что боль и зуд закодированы в мозге как противоположности друг другу. Кроме того, канадский исследователь обнаружил, что женщины в среднем страдают кожным зудом на 23% чаще, чем мужчины.