Последний взгляд Hubble

Космический телескоп Hubble установил, что вокруг звезды Бета Живописца вращается сразу два пылевых диска, расположенных под углом друг к другу. Открытие подтверждает предположения ученых, что увиденная около десяти лет назад сложная структура пылевого диска таит в себе второй диск, в котором, возможно, вращается еще одна планета размером с Юпитер.

Наличие протопланетного диска вокруг звезды установили еще более 20 лет назад – в 1984 году. Так как она достаточно ярка и близка к нам, а диск ее весьма велик (звезда имеет четвертую звездную величину, находится в 20 парсеках (65 световых годах) от Земли, размер диска – около 1800 астрономических единиц), она стала одной из первых, у которой такие диски были обнаружены.

Несколько лет назад ученые заметили некоторое «искривление» газо-пылевого диска.

И теперь наблюдения Hubble при помощи коронографа, которым «затмевался» диск самой звезды, однозначно показали: вокруг неё действительно вращается второй диск, наклоненный к первому под углом в пять градусов.

Многочисленные компьютерные моделирования показали, что планетезимали, орбиты которых находятся первоначально в одной плоскости, через гравитационные взаимодействия могут отклонять свои орбиты.

То, что диск вокруг Беты Живописца стал следствием разрушения планетезималей, доказали недавно японские астрономы из Национальной обсерватории, университетов Нагои и Хоккайдо, которые работают на 8,2-метровом телескопе «Субару» на Гавайских островах. Наличие пиков плотности в диске говорит о существовании в нем больших обломков. При этом частицы пыли и льда, как удалось установить, последовательно растут в размерах и сейчас уже в 10 раз превышают по габаритам обычную межзвездную пыль. По мнению исследователей, возможно, вокруг звезды формируются планеты.

<4>Двойные диски известны еще у некоторых звезд. Энтони Ремиджан из национальной радиообсерватории США (National Radio Astronomy Observatory) и Жан Холлис (Jan M. Hollis) из Годдардовского космического центра NASA (Goddard Space Flight Center) установили, что вокруг одной из молодых звезд в созвездии Змееносца находится также двойной диск, причем два диска вращаются в противоположные стороны. Однако, как полагают ученые, механизм образования этих дисков несколько иной: здесь, скорее всего, столкнулись две формирующиеся звездные системы, слившись в одну, но сохранив направление вращения своих протопланетных дисков.

Напомним, что сейчас основная камера телескопа Hubble вышла из строя. Одиночное сообщение, что камеру удалось почти сразу починить, не оправдалось. Поэтому дальнейшие исследования двойного диска могут быть затруднены. Впрочем, сами авторы исследования отмечают, что их результат может превзойти только новый телескоп Джеймса Вебба, который планируется запустить в июне 2013 года.

Глобальное окисление ушло в прошлое

«Капсулы времени» – следы первобытной нефти, обнаруженные в канадских скалах, показывают, что уже 2,4–2,5 млрд лет назад нижние слои атмосферы Земли были богаты кислородом. То есть кислород появился на планете примерно на 500 млн лет раньше, чем предполагалось до сих пор. Данные представлены в июньском номере Geology. Исследование провела группа ученых под руководством Адрианы Дуткивитц (Dutkiewicz) из университета Сиднея.

В минеральных гранулах с «нефтяной» водой присутствуют вещества, известные как стерины (или стеролы) – полициклические спирты.

Стерины могли оказаться здесь одним-единственным образом – с остатками древних морских водорослей, для появления которых необходим был кислород.

По словам Джея Кауфмана, геолога университета штата Мэриленд и специалиста по глобальному окислению (Great Oxidation Event), не вызывает сомнений, что при формировании исследованных скал не обошлось без кислорода. Следы насыщения атмосферы кислородом выявили также в сланцах 2,7-миллиардной давности, однако в данном случае, как указали оппоненты, исследователям не удалось застраховаться от загрязнения образцов.

Изучение образцов велось очень тщательно. Очень тонкие и тщательно очищенные срезы твердо датированных пород изучались под микроскопом под ультрафиолетовым светом, в котором стерины интенсивно светятся.

Ранее считалось, что глобальное окисление началось 2,2–2,1 млрд лет назад. Теперь стало ясно, что как минимум 2,45 млрд, а возможно, и 2,7 млрд лет назад, оно уже шло.

Кауфман считает, что работа Дуткивитц либо отодвигает глобальное окисление назад на 2,45 млрд лет, либо означает, что никакого глобального окисления не было вообще. Вполне возможно, что на протяжении нескольких сотен миллионов лет происходили осцилляции уровня кислорода в атмосфере.

Обогащение атмосферы кислородом выжигало в ней метан, который, как известно, – мощный парниковый газ. Поэтому колебаниями уровня содержания кислорода в атмосфере древней Земли можно объяснить наступление нескольких ледниковых периодов, известных между 2,2 и 2,4 млрд лет назад.

Изучение столь ранних сроков жизни нашей планеты всегда очень затруднено, так как бурная геологическая и биологическая жизнь планеты быстро стирает очевидные следы. Поэтому ценность достоверных результатов в этой области весьма высока. Так, очень высоко оценили коллеги работу российских ученых из Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского во главе с доктором химических наук Юрием Костицыным, которые смогли осуществить первый экспериментальный анализ времени формирования ядра Земли. А не так давно в Австралии местные ученые обнаружили древнейшие существа на Земле, а точнее, продукты их жизнедеятельности. Возраст найденных строматолитов, которые образуются только в результате жизнедеятельности колоний водорослей, – 3,5 млрд лет.