Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Стеклянных людей можно оживить

Последнее исследование воды – наиболее интенсивно изучаемой жидкости – теоретически свидетельствует в пользу криоконсервации. Как показали опыты Анатолия Богдана из Хельсинкского университета, клетки, ткани и даже человеческое тело целиком могут быть заморожены – криосохранены – без образования в них ледяных кристаллов, разрушающих структуру тканей. По крайней мере в такой возможности убежден сам Богдан. Результат работы появится 6 июля в журнале Journal of Physical Chemistry Американского химического общества.

Богдан экспериментировал с так называемой стекловидной водой (glassy water), или аморфным льдом малой плотности (low-density amorphous ice; LDA), который производится путем медленного переохлаждения разжиженных водяных капель. При таянии LDA превращается в очень вязкую воду (highly viscous water, HVW).

По словам ученого, HVW нельзя считать новой формой воды, как верили некоторые ученые. «То, что HVW и обычная вода термодинамически связаны, может иметь ряд интересных практических последствий для криобиологии, медицины и крионики», – заявил Богдан. Как добавил ученый, «хотя это кажется фантастичным, в принципе, если подходящий криопротектант будет создан, ничто не помешает замораживать и нагревать растительные и животные клетки, не повреждая их», поскольку воду можно медленно охлаждать до стекловидного состояния и размораживать обратно без кристаллизации.

На сегодняшний день криоконсервированные клетки зачастую повреждаются именно при замораживании или последующем нагревании до температуры окружающей среды, так как, сказал Богдан, «внеклеточное и внутриклеточное образование льда приводит к обезвоживанию и разделению на лед и концентрированный незамороженный раствор».

В настоящий момент медицина умеет замораживать и впоследствии успешно размораживать лишь отдельные виды тканей и органов, в том числе сперму и эмбрионы, как правило, для последующей трансплантации. Считается, что криоконсервация в будущем могла бы теоретически помочь людям, страдающим пока неизлечимыми болезнями: их замораживали бы на неопределенное количество лет и возвращали к жизни по мере развития медицины. В России недавно уже стали предлагать пациентам услугу криосохранения мозга, к которой ученые, однако, прибегать не советуют: возможности воскрешения таких пациентов, по мнению сотрудников московского Института мозга, нулевые.

Кроме того, содержание пациента даже при температуре сухого льда в течение полугода снижает призрачные шансы на сохранение его мозга. «При такой температуре процессы разложения замедляются, но не останавливаются», – сообщил собеседник корреспондента «Газеты.Ru».

Мнение ученых подтверждается статистикой. Никого из замороженных людей оживить не удалось. Зато некоторые из них при хранении «испортились», и их пришлось хоронить по-настоящему. На данный момент из всех пациентов, замороженных до 1980 года, достоверно известно о сохранности тела лишь первого «бессмертного» – профессора психологии Джеймса Бэдфорта, замороженного в 1967 году.


Дети «танзанийского буша»

Первые же полевые инспекции, проведенные в районе гор Рубехо на юге Танзании, выявили более 160 разновидностей животных. В частности, биологи открыли новый вид лягушек и зарегистрировали 11 видов-эндемиков, то есть обитающих только в данной местности и нигде больше. Отчет об экспедиции опубликован в июньском номере African Journal of Ecology.

В общей сложности в течение более двух лет международная команда ученых, состоящая из специалистов Общества охраны лесов Танзании, Оксфордского университета Брукса и Зоологического музея Копенгагена, потратила 112 дней на мониторинг горного района. Инспекции велись с использованием таких разнообразных методов, как слежение (tracking), фотозападни и звукозапись.

В фотозападни, расставленные исследователями, попались среди прочих такие млекопитающие, как карликовый горный галаго (Galagoides orinus) и красный дукер – карликовая антилопа (Cephalophus natalensis).

Используя магнитофоны и направленные микрофоны, сделали запись звуков, которыми обмениваются две разновидности галаго – мелких, ведущих ночной приматов-полуобезьян семейства лори. Огромные круглые глаза – самая характерная примета галаго, известных также как бушбеби, «дети буша», африканских степей, покрытых низкорослым кустарником. Многие люди сравнивают их крики с воплями плачущих младенцев.

В одной небольшой долине Найк Доггэрт технический советник Общества охраны лесов Танзании нашел ранее неизвестный вид лягушки Arthroleptis nikeae, скрывающийся под настилом из гниющей листвы. Размер украшенной коричневым узором лягушки с гладкой кожей «от ушей до хвоста» составляет около 6 см.

«Прочесав всего лишь одну секцию Восточной горной цепи, мы тут же наткнулись на крошечную лягушку, о существовании которой не подозревал никто на свете, – комментирует свое открытие Доггэрт. – Вообразите, сколько еще тайн скрывают горы, если мы сумеем их спасти».

Кроме того, исследователи зафиксировали 11 видов-эндемиков Восточной горной цепи, или ее части – Рубехо (цепь отличается наибольшей во всей Африке плотностью расселения эндемичных видов). Среди них – карликовый горный галаго, два вида хамелеонов, гигантская пестрая землеройка Rhynchocyon cirnei и несколько птиц.

В ходе инспекции биологи столкнулись с тревожными признаками чужеродных вторжений даже в пределах охраняемых лесов, входящих в состав государственных заказников.

Так, в одном месте примерно 49 акров (20 га) леса было сведено под плантации табака и бобовых. В другом месте обнаружились несомненные свидетельства вырубок и незаконной охоты. Лесники, по словам экологов и защитников природы, не справляются со своими обязанностями, поскольку число их крайне ограничено скудным бюджетом.

Горы Рубехо – часть Восточной горной цепи, расположенная к северу от крупного города Морогоро. По ночам леса часто накрывает туман, и конденсирующаяся вода пополняет две протекающие здесь реки, которые, в свою очередь, обеспечивают водоснабжение сразу нескольких городов и поселков.

«Богатство жизни в Рубехо типично для всей Восточной горной цепи Танзании, – поясняет доктор Нейл Берджесс, соавтор публикации и член африканского подразделения World Wildlife Fund. – Начавшееся разрушение биосферы губительно не только для уникальной здешней дикой природы, но и для населения и экономики Танзании».