Вампиры признают жертву по дыханию

Летучие мыши-вампиры, единственные известные млекопитающие, питающиеся исключительно кровью, в том числе человеческой, узнают добычу по звуку ее дыхания. В ходе исследования, опубликованного на днях в журнале BMC Biology, выяснилось, что летучие мыши вида Desmodus rotondus идентифицировали человека, чье дыхание было записано на магнитофонную пленку, намного точнее, чем люди – участники того же эксперимента.

Немецкие ученые Удо Грёгер и Лутц Вигребе из Университета Людвига–Максимилиана в Мюнхене отталкивались от того факта, что вампиры сосут кровь из одной и той же жертвы по возможности несколько ночей подряд. Биологи предполагают, что летучие мыши используют звуки выдыхаемого воздуха, чтобы определять объект нападения, наподобие того как люди узнают друг друга по голосу.

В серии экспериментов Грёгер и Вигребе сначала научили двух вампиров отождествлять проигрываемые короткие аудиозаписи дыхания различных людей с тем или иным видом крови, взятой у рогатого скота и служившей одновременно и вознаграждением. То же самое просили сделать и четырех испытуемых людей.

Как оказалось, мыши способны правильно расшифровать любую запись, независимо от того, дышит ли на ней человек в состоянии покоя или находясь под воздействием какой-либо физической нагрузки. Людям такое тоже иногда удается, но только если записано дыхание ничем не занятого человека.

Гоминид не прошел фейс-контроль

Самый ранний известный гоминид Sahelanthropus tchadensis, чьим окаменевшим останкам примерно 7 млн лет, является в некотором роде обезьяной, а не человеком. К такому сенсационному выводу пришла международная группа исследователей, в которую вошли специалисты Висконсинского, Мичиганского и Вайомингского университетов, Национального музея естественной истории Франции и College de France.

Очередное масштабное расследование вновь инициировал мичиганский антрополог Милфорд Уолпофф, не раз высказывавший сомнения в человеческой природе сахелантропа.

Комплексный анализ окаменелости, по словам ученых, вынуждает вновь задуматься над вопросом, действительно ли мы ведем нашу родословную от обезьян, напоминающих шимпанзе, которых считают самыми близкими родственниками человека.

Уолпофф и его коллеги изучили изображения и оригинальную публикацию, появившуюся после открытия черепа ТМ 266-01-060-1 – так называемого Toumai, а также компьютерные реконструкции черепа Sahelanthropus tchadensis и сам череп. Заключение гласит, что череп был посажен не наверху спинного хребта, а как бы перед ним. Из чего следует, что обладатель черепа перемещался на четвереньках, как обезьяна. Между тем гоминидов – линию, которая постепенно привела к современному человеку после раскола с шимпанзе, – от всех приматов отличает как раз вертикальное движение.

Вертикальный бипедализм – прямохождение на двух ногах – лучший, если не единственный, по словам Уолпоффа, способ выяснить, какие окаменелости принадлежат гоминидам, а какие нет.

Ученые также исследовали глазные зубы черепа, смущавшие многих палеоантропологов, и установили, что их нельзя считать ясно выраженными человеческими или обезьяньими. Скорее они похожи на множество окаменелостей семейства псовых, дошедших до наших дней из миоцена.

«Не столь важно, предок человека Тумаи или нет, интересен череп сам по себе», – считает Уолпофф. По его мнению, которое он уже высказывал неоднократно, сахелантроп не гоминид вообще, но хотя бы так или иначе связан с самыми ранними гоминидами. При этом череп не имеет ничего общего с современными шимпанзе, а никакими останками древнейших шимпанзе наука не располагает, поэтому сравнить их между собой также не представляется возможным, говорит Уолпофф. Данные генетических анализов свидетельствуют, что люди и шимпанзе разошлись в своем развитии от 4 до 6 млн лет назад.

Хотя оценка крайне приблизительна, она все же мешает признать окаменелость возрастом 7 млн лет гоминидом, пока не будут получены дополнительные и однозначные доказательства в ту или иную сторону.

«Самое важное, что нам сообщает Тумаи, – подчеркивает Уолпофф, – наши предки никогда не были похожи на шимпанзе». Шимпанзе, по всей видимости, отличались от этого гипотетического общего предка ничуть не меньше современного человека, просто по другим параметрам. Хотя теперь становится более ясным, какой была первообезьяна, следующие хронологически окаменелости попросту отсутствуют, поэтому, по мнению Уолпоффа, судить, как развивались обезьяны, затруднительно.

Уолпофф ожидает, что статья, написанная при его непосредственном участии и названная «Обезьяна или… обезьяна: был ли Тумаи гоминидом?» («Ape or the Ape: Is the Toumai Cranium TM 266 a Hominid?»), вызовет бурю эмоций и послужит началом важных дискуссий. Спорную статью опубликует в пятницу новый онлайн-журнал Общества палеоантропологов (Paleoanthropology Society).