О вреде чистоты

Как одновременно показали сразу два завершившихся исследования, одно из которых в пятницу опубликовал Scandinavian Journal of Immunology, быть чистым опасно для здоровья. Иммунная система песчаных крыс и мышей, живущих на фермах и в городских коллекторах, заметно устойчивее, чем иммунитет их собратьев, проживающих в стерильных лабораторных условиях. Исследования свидетельствуют в пользу появившейся 17 лет назад теории, что помешанный на санитарии западный мир сам губит свое здоровье.

Именно чрезмерная любовь к гигиене виновна в участившихся в развитых странах случаях заболевания астмой, аллергией и некоторыми аутоиммунными заболеваниями, в том числе диабетом I типа, ревматическим артритом и волчанкой. При этом в развивающихся странах такого не происходит.

Так, только в США различными формами аллергии страдает до 50 млн человек. Согласно так называемой гигиенической гипотезе, иммунная система людей, не подвергающаяся атаке со стороны грязи и инфекций в детстве, позднее чересчур остро реагирует на малейшие раздражители вроде пыльцы растений.

Специалист в области экспериментальной хирургии, профессор Уильям Паркер из Университета Дюка в Дюреме (Северная Каролина) сравнил лабораторных грызунов с более чем 50 дикими, пойманными и убитыми в городах и на фермах, и обнаружил существенные различия в их иммунных системах.

По словам Паркера, когда исследователи тем или иным образом стимулировали иммунные клетки диких крыс, те никак не реагировали. Аналогичная стимуляция лабораторных крыс «сводила зверьков с ума».

Кроме того, уровень иммуноглобулинов IgG, часто участвующего в развитии аутоиммунных заболеваний, и IgE, ассоциирующегося с защитой от паразитов и возникновением аллергий у диких мышей и крыс, превышал подобные показатели у их одомашненных сородичей более чем в четыре раза.

Обычно число иммуноглобулинов возрастает в ответ на какую-либо инфекцию, но обследованные грызуны были совершенно здоровы, что говорит о крепком иммунитете, настроенном так, чтобы бороться с критически опасными микробами, а не малозначительными раздражителями.

Как считает Паркер, то, что случилось с лабораторными крысами, живущими в лишенной бактерий и паразитов среде и получающих регулярное медицинское обслуживание, по всей вероятности, происходит и в человеческом организме: иммунная система, привыкшая к беззаботному существованию, демонстрирует сверхострую реакцию на минимальное раздражение.

«Такая иммунная система напоминает человека, живущего в прекрасном комфортном жилище и располагающего любой пищей, какую он захочет, – проводит аналогию Паркер. – Не имея других забот, он начинает переживать из-за пустяков, например что кто-то наступил на клумбу с цветами».

Ему вторит доктор Стэнли Гольдстайн, директор Центра аллергии и астмы на Лонг-Айленде: «Сенсибилизированная иммунная система как ребенок, который растет в окружении домашних животных, – в дальнейшем он не склонен к аллергиям».

По мнению Паркера, его работа небезупречна и нуждается в доработке, поскольку он не мог убедиться, что возраст исследованных диких и лабораторных грызунов идентичен, и основывался на приблизительной оценке по весу животных. Кроме того, он не располагал «историями болезни» диких крыс и не знал, не переносили ли они в прошлом каких-либо необычных заболеваний.

На следующем этапе Паркер планирует соорудить 15-метровый искусственный коллектор, где будет подвергать «чистых» лабораторных крыс воздействию загрязненной окружающей среды и наблюдать, как и когда активизируется их иммунитет.

Метеоритное видео

Взрыв метеорита высвободил 17 млрд Дж энергии, что равнозначно взрыву 4 т тротила. И этот взрыв вызвал достаточно небольшой метеор размером всего 25 см, зато разогнанный до скорости 38 км/сек.

Билли Кук из Meteoroid Environment Office в Хантсвилле говорит, что подобных размеров метеориты не достигают поверхности Земли, а сгорают в атмосфере. На Луну же такие камушки сыплются регулярно. Об этом говорит и то, что вспышка от падения была зафиксирована в первые же 20 часов работы 10-дюймового телескопа, при помощи которого осуществлялся мониторинг лунной поверхности. Еще раньше, во время тестирования телескопа в ноябре, астрономам удалось зафиксировать падение осколка кометы Энке на Луну, оставившее трехметровый кратер. Однако заснять качественное видео получилось только сейчас.

Кук считает, что метеоритная опасность на Луне пока недооценена.

Проведя дополнительное изучение данных, переданных оставленными на Луне сейсмометрами, он пришел к выводу, что только 12 000 – меньше половины – зарегистрированных событий имеет точное объяснение. По его мнению, большая часть остальных событий – падения метеоритов размером от 10 см в диаметре и весом от 1 кг. Расчеты Кука основываются на анализе сейсмограмм от девяти падений космических аппаратов на Луну и от падения астероида весом в одну тонну в 1972 году в районе Моря Облачности. По его мнению, сейсмограммы большинства неописанных событий говорят именно об их ударном происхождении: сейсмограммы лунотрясений, вызванных внутренними процессами на Луне, имеют совсем другую тонкую структуру.

Анализ сейсмограмм показывает: ежесуточно на Луну выпадает более тонны метеоритов, а периодичность падения метеоритов весом более 1 кг в зоне чувствительности сейсмометра составляет 400 раз в год. Между прочим, такой метеорит оставляет на Луне кратер размером с письменный стол.

Нынешняя видеофиксация одного падения метеорита за 20 часов наблюдений подтверждает слова ученого.

Видеоряд, на котором зафиксировано падение метеорита на поверхность Луны можно просмотреть на официальном сайте NASA.

В контексте активизации программ постройки постоянной базы на Луне, о которой не раз заявляли представители трех ведущих держав мира – США, Китая и России, тем более остро встает вопрос о метеоритной безопасности: если верить данным Кука о метеоритной активности, вероятность поражения базы небесным камнем весьма отлична от нуля.

Но, видимо, от Луны все равно никуда не деться.

Так, например, академик РАН Эрик Галимов считает, что именно на Луне находится спасение от глобального энергетического кризиса: на нашем спутнике находятся практически неисчерпаемые запасы гелия-3, необходимого для термоядерной энергетики. Правда, несмотря на подписание договора по реактору ITER, до промышленного термояда нам еще далеко.