Мал да здоров

Если из ныне живущих людей кто и может претендовать на гордое имя властителей гор, то это небольшая популяция карликов, проживающая на склонах Анд. При этом сравнение основано не только на росте: как и персонажи германского эпоса, в своих руках, а точнее крови, они удерживают тайну долгожительства. Впрочем, чтобы раскрыть её, авторам публикации в Science Translational Medicine не потребовалось отправляться в путешествие по подземельям.

Вальтер Лонго из Университета Южной Калифорнии и его коллеги 22 года наблюдали за жизнью удаленной популяции в Эквадоре.

За всё время никто из 100 карликов не заболел ни раком, ни диабетом.

И это притом, что из 1600 их соседей у 5% развился диабет, а ещё у 17% – те или иные формы злокачественных опухолей. И все «благодаря» нормальной работе гормона роста.

Эти особенности касаются вовсе не всех карликов. Подопечные Лонго страдают от синдрома Ларона – редкого наследственного заболевания, описанного ещё в середине века у арабов и евреев. Особенность этого наследственного заболевания – дефект рецептора к гормону роста на всех клетках организма. Результат – плоский нос, тучность тела, недоразвитие нижней челюсти, маленький пенис и небольшой рост. Что же касается внутренних органов, то они функционируют вполне нормально, а если судить по данным Лонго, даже лучше, чем у полностью здоровых людей.

Причина в нарушении у больных синдромом Ларона другого сигнального пути – инсулинподобного фактора роста.

Именно его повышенная концентрация ведёт к «болезням старения» – раку, диабету, нарушениям кровообращения.

Снизить её можно генетически – тогда можно добиться продления жизни процентов так на 40, что уже было показано на мышах. Есть и другие методы: аналогичным эффектом обладает умеренное голодание или прием ресвератрола. А для противников аскетизма уже есть и лекарственные препараты, которые используются в лечении акромегалии, опухолей и хронических воспалительных заболеваний.

Конечно, без побочных эффектов и здесь не обойтись, но, когда речь идет о долголетии (причем долголетии активном, без болезней и слабости), мы готовы пойти на жертвы.

Особенно на жертвы человеческие: как показали ученые, сыворотка крови эквадорских карликов обладает «целительным» действием даже на чужие клетки.

Во-первых, она защищает ДНК от повреждения, а ведь именно дефекты генома, образующиеся при делении клеток – основная причина старения организма. Во-вторых, если генетический материал клетки уже необратимо нарушен, то «сыворотка жизни» запускает программу самоуничтожения, которой так не хватает в опухолях.

Эти феномены оказались опять же связаны с сигнальными каскадами гормона роста, инсулина и инсулиноподобного фактора роста.

Впрочем, как и водится в природе, эта уникальная особенность оказалась скомпенсирована – средняя продолжительность жизни у карликов в итоге не отличалась от популяции в целом.

За свободу от рака и диабета им приходится расплачиваться повышенной частотой несчастных случаев и гибелью от вредных привычек, в первую очередь от алкоголизма.

Обитаемой планеты нет

Существование первой и единственной на данный момент потенциально обитаемой экзопланеты, Gliese 581g, вновь поставлено под сомнение. По итогам повторной обработки наблюдений этой планетной системы выяснилось, что для объяснения данных не требуется модель, в которой присутствует маломассивная планета в «зоне обитаемости». Статья, в которой это утверждается, опубликована на сайте препринтов arXiv.org и принята к печати в Astronomy and Astrophysics. Автором публикации является Микко Туоми из британского Университета Харфордшира и финского Университета Турку.

По мнению Туоми, из имеющихся в данный момент у астрономов наблюдений можно сделать вывод о существовании только четырех планет, а не шести, как утверждают Стивен Фогт и коллеги, заявившие минувшей осенью об открытии первой пригодной для жизни планеты за пределами Солнечной системы.

Считалось, что звезда Gliese 581, расположенная от нас в 20 с небольшим световых годах в созвездии Весов, имеет четыре планеты. Фогт и коллеги определили, что у звезды есть шесть планет, и самая маленькая из этих планет – Gliese 581g – может быть потенциально обитаемой, так как имеет массу в несколько раз больше массы Земли, схожие с земными радиус и ускорение свободного падения, а также температуру поверхности в пределах -31…-12 градусов Цельсия.

Через две недели после этой работы на симпозиуме Международного астрономического союза в Турине Франческо Пепе из Женевской обсерватории доложил о результатах обработки наблюдений планетной системы Gliese 581, которую провела группа ученых под руководством Мишеля Майора. Обработка показала, что у системы есть только четыре планеты и потенциально обитаемой среди них нет. По своему объему данные, которые представил Пепе, на треть превышали данные Фогта и коллег, на основе которых те сделали вывод о существовании потенциально обитаемой планеты Gliese 581g. Правда, эти данные были получены с помощью лишь одного спектрометра высокого разрешения HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе Европейской южной обсерватории на чилийской горе Ла-Силла. Работа Фогта же была основана еще и на архивных наблюдениях, полученных с помощью другого спектрометра высокого разрешения, HIRES, установленного на десятиметровом телескопе имени Кека, что находится на Гавайских островах.

Тогда Фогт сказал, что он не удивлен результатам Майора и его коллег, так как «сигналы от планет f и g были очень слабыми». Вскоре после этого Фогт опубликовал работу, где приводились данные моделирования атмосферы планеты Gliese 581g. Но, в отличие от работ Пепе, Микко Туоми провел переобработку данных, полученных как на HARPS, так и на HIRES. Поэтому утверждение, что планета Gliese 581g существует и является потенциально обитаемой, нуждается в серьезных проверках.