Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Протянули руку к комете

Межпланетный зонд NASA Stardust – «Звездная пыль» – смог получить рекордно точные изображения кометы Tempel 1, сблизившись с ней на расстояние 181 км. Это более чем на 10 км ближе планировавшегося расстояния, сообщает пресс-служба NASA. Изначально планировалось, что зонд пролетит на расстоянии в 200 км от шестикилометрового ядра кометы.

Рекордное сближение с кометой произошло во вторник, в 04.39 по Гринвичу (07.39 мск).

В Калифорнии в это время был еще понедельник, то есть 14 февраля, День святого Валентина, поэтому NASA сообщает, что зонд «сходил на свидание» с кометой на День всех влюбленных. Центр управления миссии в NASA подтвердил, что зонд, как и планировалось, сделал 72 снимка кометы. Изначально их передача на Землю планировалась на 11.00 мск. Трансляция одного снимка с борта аппарата занимает примерно 15 минут. Кроме того, прибор на борту зонда зафиксировал присутствие частиц кометной пыли. Как сообщает Planetary Society Blog, команда передавать на Землю сначала пять самых детальных снимков, которые сделал зонд, вплотную приблизившись к комете (в этот момент расстояние между Stardust и Темпель-1 составляло 181 километр), по каким-то причинам не сработала. Поэтому аппарат передает фотографии последовательно, и фото кометы крупным планом будут получены примерно через 8–9 часов после начала процесса.

Комета 9P/Tempel 1 была открыта в 1867 году Эрнстом Вильгельмом Леберехтом Темпелем, немецким астрономом, работавшим во Франции. Ее эллиптическая орбита проходит между орбитами Марса и Юпитера. Диаметр ядра кометы оценивается примерно в 6,5 км. По примерным подсчетам, масса ядра составляет от 27 до 84 млрд тонн. Это уже вторая попытка ее детального изучения:

в июле 2005 года зонд Deep Impact пролетел рядом с ней, «бомбардировав» медным зондом Impactor весом 370 килограммов.

В результате удара выделилось неожиданно большое количество пыли, поэтому Deep Impact не смог заснять кратер, возникший на месте удара. Ученые надеются, что ракурс при съемке с борта Stardust будет достаточно удачным, чтобы получить снимки «шрама», определить его глубину, что позволит изучить характер поверхности небесного тела.

Кроме того, как ожидается,

данные зонда помогут увидеть, какие изменения произошли с кометой после того, как она, следуя по своей орбите, прошла близко к Солнцу.

Зонд Stardust, запущенный в феврале 1999 года, стал первым в истории астрономии зондом, собравшим кометное вещество: капсула с образцами, взятыми с кометы Вильда, приземлилась в январе 2006 года. Затем зонд, все еще находившийся в рабочем состоянии, решили использовать повторно: в январе 2007 года начался новый этап Stardust-NExT. За 12 лет полета зонд «намотал на счетчик» около 6 миллиардов километров, и к настоящему моменту у него уже заканчивается топливо. Как полагают специалисты NASA, встреча с кометой Темпель-1 опустошит баки аппарата и это свидание станет последней главой в его карьере.


Хром бледнит ван Гога

Потускнение желтых красок на некоторых картинах великого постимпрессиониста Винсента ван Гога вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе под действием ультрафиолета, и это должны учитывать музеи, хранящие картины других художников ХIХ века, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Analytical Chemistry.

Авторы публикации надеются найти способ вернуть полотнам великих художников их первоначальную красоту.

Основу желтой масляной краски, которую использовали ван Гог и его современники, составлял хромат свинца PbCrO4, так называемый желтый хром. Появившиеся в ХIХ веке краски на его основе позволили художникам отказаться от реалистичного изображения и перейти к неестественно ярким тонам. Однако он токсичен и потому был заменен более безопасными красками в середине прошлого столетия.

Художникам и владельцам художественных салонов практически сразу стало известно, что такие краски могут со временем потускнеть. Впрочем, несмотря на двухвековую историю желтого хрома, подобный процесс затронул лишь часть картин, тогда как остальные сохраняют первоначальную яркость цветов. Например, картины Поля Гогена, написанные с применением этого пигмента, до сих пор поражают насыщенностью посетителей музеев.

Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, попыталась группа ученых под руководством Коэна Янсенса из Университета Антверпена. Для этого ученые применили самые современные аналитические методы, включая рентгенодифракционные исследования, проведенные в Европейском центре синхротронного излучения.

Взяв образцы старых красок, хранящиеся с конца позапрошлого столетия, ученые искусственно «состарили» их, подвергнув 500-часовому воздействию
ультрафиолета. Обнаружив потемнение одного из образцов с ярко-желтого цвета до темно-коричневого, шоколадного, ученые провели его анализ.

Сложность подобного исследования состоит в том, что темнеет лишь крайне тонкий слой на поверхности краски, составляющий тысячные доли миллиметра, а более глубокие слои остаются нетронутыми. Однако сочетая аналитические методы, группа Янсенса смогла обнаружить, что потемнение вызвано окислительно-восстановительной реакцией, при которой хром в составе желтого пигмента из своей высшей степени окисления +6 переходит в степень окисления +3 (этому переходу соответствует изменение окраски из желто-оранжевой в серо-зеленую).

Кроме того, авторы публикации проанализировали образцы краски с полотен ван Гога «Берега Сены» и «Вид на Арль с ирисами», хранящихся в амстердамском музее художника и сильно изменившихся из-за потускнения желтого цвета.

Выяснилось, что, в отличие от сохраняющих яркость красок, использованных Гогеном, краски Ван Гога содержат помимо желтого хрома и другие компоненты – серу и барий. Ученые полагают, что они вводились в краску в форме сульфата бария – белого вещества, вероятно, применявшегося Ван Гогом для разбавления красок или придания им большей яркости. Теперь ученым предстоит выяснить химический механизм, при котором наличие серы и бария в красках приводит к восстановлению хрома и выцветанию картин. Сера и барий в сульфате бария, однако, находятся в наивысших степенях окисления, поэтому не способны отдавать электроны и служить восстановителями для солей хрома.

«Мы уже запланировали серию новых экспериментов, с помощью которых мы хотим уточнить условия, способствующие восстановлению хрома, и выявить возможность обращения этого процесса, с тем чтобы вернуть всемирно известным картинам их первоначальный цвет», – приводит слова Янсенса пресс-служба центра.