Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Метеозависимость подтверждена

Многие люди уверены, что приступы головной боли связаны с изменениями погоды. Научные исследования этой корреляции тем не менее дают противоречивые результаты, хотя, по-видимому, такие факторы, как температура, атмосферное давление, относительная влажность и скорость ветра, действительно могут влиять на самочувствие пациентов, сообщает strf.ru со ссылкой на статью, опубликованную в журнале PLoS ONE.

Профессор Шу-Джун Ван из Университета Ян-Мин (Тайвань) и его коллеги полагают, что основная проблема предыдущих исследований – это выбор неподходящих методов статистической обработки информации, ведь «погода» – результат сложного взаимодействия многих метеорологических факторов, да и «головная боль» – сочетание объективных и субъективных параметров. Для того чтобы проанализировать статистическую связь между двумя комплексными явлениями, учёные использовали метод декомпозиции на эмпирические моды (EMD): этот алгоритм позволяет разложить исходные данные на ряд компонентов и рассматривать их независимо друг от друга.

Учёные использовали данные, собранные во время эпидемиологического исследования 1997 года, в котором люди в течение полугода день за днём описывали своё самочувствие, пользуясь специальным опросником. Это исследование никак не было связано с погодой, что позволяет надеяться, что люди не сосредотачивались на ней специально и не концентрировались на головной боли именно тогда, когда погода была подходящей. Информация о погодных условиях была предоставлена Центральным бюро погоды Тайваня.

При исследовании необработанных данных о погоде никаких значимых корреляций с головной болью обнаружить не удалось. Однако при рассмотрении каждого метеорологического фактора по отдельности, а также при разделении данных по тёплому и холодному времени года такие связи были выявлены. Оказалось, что летом головная боль достоверно не связана ни с температурой, ни с давлением, ни с относительной влажностью, ни с освещённостью, но зато на неё влияет скорость ветра. Зимой наблюдалась обратная картина: достоверной связи со скоростью ветра не было, а вот все остальные факторы коррелировали с приступами головной боли.

Авторы отмечают, что в течение исследованного периода на Тайване было зарегистрировано шесть холодных фронтов, и для четырёх из них удалось выявить достоверную связь с приступами головной боли у участников исследования. Холодный фронт приводит к резкому снижению температуры и освещённости и повышению атмосферного давления и относительной влажности. После того как фронт отступает, все эти параметры постепенно возвращаются к прежним значениям. Частота приступов головной боли обычно повышалась в тот момент, когда холодный фронт отступал, но возможно, речь идёт об отсроченных последствиях снижения температуры. «Хотя механизм влияния погоды на головную боль остаётся малоизученным, известно, что головная боль связана с гемодинамическими изменениями, которые могут усугубляться в холодную погоду», – пишут исследователи.

Изучение факторов, провоцирующих головную боль, может помочь в разработке новых методов борьбы с ней. Авторы пишут, что использованная ими методика статистического анализа позволяет выявлять причинно-следственные связи, остающиеся незамеченными при других методах исследования. Они полагают, что необходимо продолжить сбор данных о связи головной боли с погодными условиями – с учётом разных разновидностей боли, в разных климатических зонах и с учётом других факторов, влияющих на вероятность приступа головной боли.


Корм для рыб сложнее человека

Центральной публикацией нового номера журнала Science стала работа международного коллектива ученых, в которой рассказывается о секвенировании (определении последовательности ДНК, то есть расшифровке) генома крошечного (размером несколько миллиметров) рачка Daphnia pulex (дафния пулекс). Этот рачок, который имеет широкое распространение, в том числе и в России, и хорошо известен всем, кто дома держит аквариум, стал первым представителем ракообразных, чей геном был расшифрован.

По итогам работы ученые получили ряд интересных результатов. Подробнее о ходе исследования, которое объединило 69 ученых из 24 научных учреждений, «Газете.Ru» рассказал один из авторов публикации в Science Игорь Григорьев, сотрудник Национальной лаборатории Беркли, директор программы эукариотических геномов Объединенного геномного института (Joint Genome Institue, JGI, Калифорния, США), где геном пресноводного рачка дафнии был секвенирован. Этот институт в 2004 году успешно завершил проект «Геном человека» и теперь широко применяет разработанные технологии для анализа других геномов.

«Геном крошечного рачка дафнии принес много сюрпризов. Дафния обитает в пресноводных водоемах и очень чувствительна к самым незначительным загрязнениям воды, реагируя на них изменениями цвета и формы, – пояснил ученый. – Поэтому этого рачка используют для контроля загрязнений окружающей среды, и его геном позволит лучше понять эти механизмы.

Расшифровав этот сравнительно небольшой геном, мы, к большому удивлению, обнаружили заметно (по меньшей мере на пять тысяч) больше генов, чем в геноме человека!

Наличие большинства этих генов подтверждено экспериментально. Как оказалось, около половины из них – совершенно новые гены, функция которых неизвестна.

Однако именно эти гены наиболее бурно реагируют на изменения окружающей среды».

Игорь Григорьев рассказал, что в процессе эволюции дафнии гены многократно удваивались, помогая ей приспосабливаться к изменяющимся условиям обитания: «Примером является большая группа расположенных друг за другом генов белка гемоглобина, переносчика кислорода. Связываясь с кислородом, эти белки придают красноватую окраску прозрачному тельцу рачка.

Таким образом, подобно лакмусовой бумаге, дафния меняет цвет в зависимости от степени загрязнения водоема».

Говоря о важности изучения геномов, Игорь Григорьев отметил, что раскодированные геномы зачастую служат импульсом к новым исследованиям. «Несколько лет назад геномом дафнии интересовались Джон Колборн из Университета Индианы (США) и всего лишь несколько ученых-энтузиастов. Сегодня, имея в руках данные генома дафнии, уже сотни групп ученых по всему миру активно исследуют различные его аспекты. Более 50 научных публикаций о дафнии помимо большой статьи в Science описывают эти результаты.

В результате рачок дафния стал «модельным» организмом для лабораторных биологических исследований наряду с мышью, дрожжами и мушкой Drosophila.

Кроме того, расшифрованный геном дафнии дает новый, более точный инструмент в руки экологов для мониторинга водоемов и изменений окружающей среды», – подытожил ученый.