«Хаббл» обновил рекорд

Пока NASA пытается ускорить и оптимизировать строительство новой гигантской космической обсерватории James Webb, ее предшественник, орбитальный телескоп имени Хаббла, продолжает радовать ученых новыми интересными наблюдениями.

С его помощью астрономы установили рекорд в октябре прошлого года, пронаблюдав галактику, родившуюся всего через 600 млн лет после Большого взрыва. Теперь этот рекорд побит:

астрономы, возможно, обнаружили галактику, расположенную в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

Их работу публикует Nature.

Скорость света, составляющая 300 тысяч км/с, не так уж и велика, если речь идет о таких гигантских расстояниях, поэтому сейчас «Хаббл» наблюдает эту галактику фактически такой, какой она была, когда возраст Вселенной составлял всего 480 миллионов лет.

Для того чтобы оценить расстояние до далеких галактик, требуется оценить так называемое красное смещение z. Напомним, что этим параметром в астрономии характеризуется расстояние до далеких объектов: z показывает изменение длины волны излучения объекта в результате расширения Вселенной. В октябре прошлого года астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) сообщили об обнаружении галактики UDFy-38135539, расположенной в 13 миллиардах световых лет от Земли. Ее красное смещение оказалось равным 8,5549, и ученые увидели ее в тот момент, когда возраст Вселенной был примерно 600 миллионов лет назад.

Специалисты из университета Калифорнии в Санта-Крус во главе с Ричардом Боуэнсом изучали снимки, полученные с «Хаббла» с помощью обзорной камеры WFC3 (Wide Field Camera). С использованием косвенных методов они смогли оценить z для галактики UDFj-39546284. Они обнаружили, что ее красное смещение может составлять 10,3.

Это означает, что эта галактика находится в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

Рекордно далекие галактики зачастую отличаются от наших «соседок». Так, в UDFj-39546284, как оказалось, звезды образуются очень редко. Сравнение данных о ней с информацией об относительно более близких галактиках показало, что скорость звездообразования в галактиках всего лишь за 170 миллионов лет выросла в десять раз.

«Мы совершили путешествие в далекое прошлое, подобрались очень близко к исследованию первых галактик, которые появились примерно через 200–300 миллионов лет после Большого взрыва», – отметил один из авторов работы Гарт Иллингворт.

Несмотря на оптимизм авторов работы, их данные являются скорее предварительными.

Дело в том, что пока ученым удалось оценить красное смещение лишь косвенными методами.

Для окончательного подтверждения его нужно наблюдать спектроскопически (именно так удалось подтвердить свою находку европейским ученым, опубликовавшим работу в минувшем октябре). Однако измерение красных смещений для таких далеких галактик очень сложно и само по себе представляет нетривиальную научную задачу.

Поиски далеких космических объектов интересны тем, что кроме «рекорда расстояния» они представляют собой «рекорд путешествия во времени». Чем дальше находится объект, тем больше времени нужно, чтобы пройти отраженному от него свету до Земли, то есть тем более древний «отпечаток» объекта наблюдают астрономы. Исследуя далекие объекты, они работают «небесными археологами», углубляясь в толщу времени.

Набоков угадал с голубянками

Автор «Лолиты» и других известных произведений, российский и американский писатель Владимир Набоков был не только успешным литератором. Известно, что ему удалось внести значительный вклад в области энтомологии (раздел зоологии, изучающий насекомых) чешуекрылых, то есть бабочек. Набоков открыл несколько новых видов бабочек, сотрудничал с учеными и собрал коллекцию бабочек (4324 экземпляра), которую подарил Зоологическому музею Лозаннского университета.

В 1945 году Набоков предложил новую классификацию рода Polyommatus – дневных бабочек из семейства голубянок. Существовавшая тогда классификация выглядела несколько запутанной. Идея Набокова о разделении бабочек основывалась на предположении, что миллионы лет назад эти бабочки мигрировали в Америку из Азии.

Лишь несколько ученых приняли идеи Набокова всерьез. Но после его смерти в 1977 году все больше энтомологов стали задумываться над тем, что писатель, может, и прав в своем предположении о миграции голубянок. Во вторник в журнале Proceedings of the Royal Society of London опубликована научная статья, которая подтверждает правоту Набокова. В публикации рассказано о генетических исследованиях бабочек Polyommatus. Данный метод позволил установить, что миграция, о которой говорил Набоков, действительно имела место.

«В то время это было смелое предположение. И это чудо, что мы его подтвердили», – заявила The New York Times Наоми Пирс, одна из авторов работы из Proceedings of the Royal Society of London.