Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Яйца растут при звуках брачной песни

Самки певчих птиц способны варьировать размер откладываемых яиц и, возможно, даже регулировать пол будущих птенцов, если почувствуют, что им повезло с партнером. В ходе исследования, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала Ethology, орнитологи под руководством Стефана Лейтнера (Leitner) воспроизводили одомашненным канарейкам женского пола два типа песен самцов – более привлекательных, сексуальных и для сравнения обычных трелей.

Когда самки приступили к откладыванию яиц, размер последних менялся в зависимости от того, насколько мужской призыв нравился самочкам. Чем приятнее и притягательнее песня, тем крупнее становились яйца. В то же время содержимое яиц не менялось: в природе, в естественных условиях, более крупные яйца, как правило, содержат мужские зародыши, а в эксперименте подобной закономерности не наблюдалось.

Как известно, брачное пение призвано помогать самке определиться и выбрать себе полового партнера. Ранее ученые уже установили, что характер пения влияет как на выбор самки, так и на пол потомства. Теперь ясно, что и физиология не остается в стороне.

В исследовании приняли участие 45 домашних канареек, германский Институт орнитологии имени Макса Планка в Сивизене (Seewiesen) и Радольфцелле и Ройял-Холлоуэй-колледж (Royal Holloway) Лондонского университета. Птицы содержались в больших вольерах, и до начала песенного испытания их обычное поведение подвергалась непрерывному мониторингу. Самки демонстрировали замечательную последовательность в поведенческом и репродуктивном отношении; тем нагляднее у них впоследствии проявились физиологические изменения. По мнению самих исследователей, их эксперимент показал всю важность поведенческих стимулов для репродуктивной физиологии певчих птиц.


Глюки похоронного марша

Галлюцинации великого польского композитора Фредерика Шопена, вероятно, связаны с эпилепсией. Шопен умер он в 1848 году в 39-летнем возрасте в результате легочного заболевания, которое лишь недавно определили как муковисцидоз, или кистозный фиброз. Но, как установили теперь испанские врачи, могло случиться так, что до сих пор игнорировалась другая болезнь, которой страдал Шопен. Речь, по их мнению, идет об одной из форм эпилепсии.

В письмах, которые писал сам Шопен, а также в воспоминаниях близких ему людей содержатся описания тревожных видений, которые вторгались в его жизнь. Так, его любовница Жорж Санд, к примеру, упоминала случаи, когда у Шопена были визуальные галлюцинации. Один такой случай произошел во время посещения ими монастыря, который ему показался «переполненным ужасом и призраками». Сам Шопен в письме к дочери Жорж Санд описывает момент, имевший место во время представления в 1848 году его сонаты № 2 си-бемоль минор, третья часть которой представляет собой всем известный похоронный марш. Это было в Англии, в частном салоне. Увидев неких созданий, появляющихся прямо из его фортепиано, Шопен бросился вон из комнаты.

Галлюцинации могут появляться при нескольких медицинских и психиатрических расстройствах, в том числе и при шизофрении, но обычно они принимают форму голосов, а не видений. И наиболее вероятное объяснение шопеновских призраков, считают испанские специалисты, это наличие у него особого вида эпилепсии, называемого височной эпилепсией. Страдающие ей пациенты нередко в припадках видят странные вещи и переживают очень острые ощущения – похожие на те, что описывал Шопен.

Правда, врачи признают, что композитор принимал еще и основанные на опиуме смеси, которые помогали ему снимать физические боли. Но они отвергают предположение о том, что именно эти смеси могли вызывать галлюцинации, указывая на качество видений Шопена и на то, что они у него появлялись задолго до того, как он стал принимать опиаты. Вычеркивают они из списка возможных причин и мигрень с аурой, поскольку видения Шопена были очень краткими.

Доктор Мануэль Васкес Карунчо, радиолог из специализированной клиники города Луго на северо-западе Испании, и его коллеги признают: точный диагноз поставить сложно без современных методов анализа, без возможности обследования самого пациента. Но добавляют: вероятно, врачи не распознали мучившую Шопена болезнь потому, что в то время об эпилепсии знали немного.

«Мы сомневаемся, что очередной диагноз, который мы добавим к и без того огромному списку заболеваний композитора, поможет нам понять мир искусства Фредерика Шопена, – приводит BBC слова ученых. – Но мы считаем, что знание о том, что у него было это заболевание, поможет отделить романтическую легенду от реальности и пролить новый свет на понимание этого человека и его жизни».