Рекомендуем

смотреть тут

Римская империя засохла

Метод изучения климата по годовым кольцам деревьев, толщина которых зависит от условий жизни дерева в каждый конкретный год, не является новым. Проблема заключается в том, чтобы найти столь старую древесину, по которой можно было бы восстановить климат прошлого во всех подробностях.

Эту проблему частично решила группа ученых во главе с палеоклиматологом швейцарского Федерального исследовательского института леса, снега и ландшафта Ульфом Бунтгеном. В ходе своей работы специалистам удалось узнать историю изменения климата в Европе за последние 2,5 тысячи лет.

Для этого им пришлось собрать и проанализировать годовые кольца 9 тысяч образцов дуба, сосны и лиственницы из Австрии, Германии и Франции.

По этим данным ученые восстановили колебания температуры и количества осадков. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Самый интересный вывод исследования заключается в выявлении отчетливой связи ряда исторических событий с климатическими переменами. Климатические «скачки» отрицательно влияли на сельское хозяйство, что вносило сумятицу в жизнь народов, вызывало разного рода акции протеста против власти, которая была не в состоянии обеспечить свой народ пропитанием.

В частности, по мнению ученых, период засухи в III веке нашей эры стал одной из причин падения Римской империи:

«Влажные и теплые летние месяцы приходятся на периоды римского и средневекового процветания, – говорится в статье. – Увеличение амплитуды климатических колебаний в 250–600 годах нашей эры совпали по времени с распадом Западной Римской империи и смятением периода миграций.

Ярко выраженная засуха в Европе в III веке усугубила серьезный кризис в Западной Римской империи, отмеченный вторжениями варваров, политическими бурями и экономическими беспорядками в нескольких провинциях Галлии».

Подобные работы уже проводились учеными. Так, было показано, что крупные войны в Китае, имевшие место за последнюю тысячу лет, по времени совпали с небывалыми для тех мест холодами. Кроме того, дискуссионным остается вопрос, не являются ли конфликты в современной Африке следствием изменения климата.

Безусловно, работа Бунтгена и его коллег станет еще одним аргументом адептов теории современного глобального потепления.

В частности, параллель между этим исследованием и нынешним изменением климата провел американский ученый Майкл Манн, ведущий автор публикаций, где впервые встречается график «хоккейной клюшки».

Комментируя работу в Science, Манн обратил внимание на то, что «относительно скромные изменения в климате Европы в прошлом имели серьезные последствия для общества». Нынешние же изменения климата гораздо серьезнее и масштабнее, чем те, что происходили в Старом Свете за последние 2,5 тысячи лет.

Голодание оболванивает потомство

Современные дамы, предпочитающие сохранять хорошую форму, то есть худобу, даже во время беременности (наиболее известна из них без пяти минут мать четверых детей Виктория Бекхэм), вредят таким образом своим будущим детям, показало исследование американских ученых. Мозг плода, как оказалось, чувствителен даже к умеренному недостатку питания материнского организма.

Таким образом, диета на ранних сроках беременности замедляет развитие мозга у плода.

По крайней мере именно так процессы протекали при беременности модельных организмов приматов — обезьян-бабуинов, статью об изучении которых медики опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые наблюдали беременность у двух групп самок приматов в специальном питомнике в Сан-Антонио (Техас). Одной группе «дам» позволяли удовлетворять аппетит в первые полтора триместра беременности сообразно их потребностям, а вторая группа сидела на умеренной диете: их рацион был сокращен на 30% — примерно так худеют будущие мамы в США.

Оказалось, что питание материнского организма влияет на плод как на клеточном, так и на молекулярном уровне.

В результате диеты наблюдается дисрегуляция работы сотен генов, многие из которых играют ключевую роль в регулировании роста и развития клеток.

Таким образом, полноценное питание матери абсолютно необходимо для развития плода, так как оно регулирует базовые основы клеточных механизмов.

О вреде резкого недостатка питания (голода) для развития мозга плода известно достаточно давно, однако новая работа — первое научно обоснованное подтверждение того, что и умеренная диета не проходит для развития плода бесследно.

Частично аналогичны диетам и недоеданию подростковые беременности: в их случае плод получает недостаточно питания, так как в нем нуждается еще растущий организм матери. При поздних беременностях плод также страдает от недостатка питания, но уже по другим причинам: артерии материнского организма становятся более твердыми, а это нарушает кровоснабжение матки, неминуемо нарушая режим питания плода. Аналогичный эффект возникает при преэклампсии (позднем токсикозе беременных) — здесь плод «недоедает» из-за нарушения функций плаценты.

«Голодающий плод» отстает в формировании межклеточных связей, делении клеток и объемах факторов роста — гормонов, стимулирующих рост.

Именно в первую половину беременности формируются нервные клетки — нейроны головного мозга, а также все вспомогательные клетки мозга, необходимые для их работы. Недоедание в этот период сказывается непосредственно на этом процессе.

«Наше исследование — еще одно подтверждение важности полноценного питания матери и ее состояния здоровья. Недоедание во время беременности может замедлить развитие органов плода (мы видим это на примере мозга), а это, в свою очередь, может дать долгосрочные последствия — снижение IQ потомства, а также возникновение предрасположенности к поведенческим проблемам», — отмечает доктор Томас Макдональд, руководивший работой.

Ученые призывают матерей питаться полноценно и осознавать опасность недоедания для их будущих детей. Они подчеркивают, что исследование вполне достоверно, так как модельные приматы дают очень качественную имитацию процессов в человеческом организме.

Большая часть аналогичных исследований ранее проводились на крысах.