Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Со старым новым динозавром

Археологи, пытающиеся с помощью раскопок и современных физико-химических методов изучения обнаруженных ископаемых останков проникнуть в тайны далекого прошлого Земли, преподнесли науке еще один «новый вид» – небольшого динозавра, жившего и вымершего миллионы лет назад на заре эры гигантских ящеров. Результаты их исследования, занявшего более десяти лет, опубликованы в Science.

Фрагменты двух скелетов небольшого животного, получившего название Eodromaeus murphi («рассветный бегун»), были найдены на западе Аргентины, в предгорьях Анд, еще в 1996 году. Мелкий хищник относится к тероподам (от них впоследствии, как предполагают ученые, произошли птицы) и жил во времена триасового периода (251–199 млн лет назад). В то далекое время рифтовая долина, в которой оказались погребены останки E. murphi, находилась в юго-западной части суперконтинета Пангеи, в состав которого входили все современные материки. Вулканы засыпали долину пеплом, обеспечив «консервацию» костей динозавров.

Возраст останков E. murphi примерно равен 230 млн лет, что соответствует карнийскому веку триаса.

Древнего ящера можно назвать «прадедушкой» динозавров: ученые поместили его у самых «корней» дерева классификации тероподов.

Сравнение и совмещение двух найденных образцов позволило составить практически полное описание скелета E. murphi. Общая длина тела животного составляла лишь 1,2 м, а масса взрослой особи не превосходила 5 кг, передвигался он на двух ногах и показался бы человеку «малышом», если бы такая встреча могла произойти (см. фото к заметке). Однако ряд анатомических особенностей, унаследованных затем его гораздо более крупными потомками юрского периода, однозначно говорят о том, что E. murphi был активным хищником. В пользу этого свидетельствуют зубы изогнутой формы с мелкими зазубринами по краям, приспособленные для измельчения мяса, удлиненные фаланги конечностей, обеспечивающие надёжный захват добычи, шейные позвонки с углублениями для воздушных мешков. Удлиненные пропорции нижних конечностей давали ящеру возможность развивать высокую скорость, а хвост с жестким кончиком помогал ему удерживать равновесие и маневрировать.

Обнаружение и детальное изучение E. murphi заставило палеонтологов пересмотреть свои взгляды на классификационную принадлежность другого динозавра – эораптора, останки которого были найдены в 1991 году в той же долине.

Динозавры имеют примерно одинаковый возраст и размеры, и многие специалисты были склонны причислять эораптора к тероподам, но при сравнении скелетов выяснилось, что «тероподные» черты у него выражены в меньшей степени. В то же время ряд деталей его строения (к примеру, увеличенные ноздри) характерны для растительноядных зауроподоморфов; в этот подотряд авторы и предлагают поместить эораптора.

«Это самый древний из когда-либо найденных человеком плотоядных динозавров, однако именно эта линия в своей высшей точке развилась в тираннозавра рекса – гигантского устрашающего ящера времен заката эры динозавров. Мог ли кто-то заранее предсказать, что именно его эволюция определила в потомки нашему крохотному быстроногому хищнику?» – говорит про E. murphi ведущий автор работы Пол Серено.

Археологи продолжают изучать долину, где был найден E. murphi.

Постоянные извержения вулканов около 230 млн лет назад буквально зафиксировали там определенный промежуток времени.

Около пяти миллионов лет слой за слоем запечатлены в этом «археологическом фото», сохранившемся благодаря золе, отмечают ученые.


Папа для мамонтенка

Накануне мировые СМИ обошла новость о том, что японские ученые через четыре года возродят мамонтов. Данное сообщение появилось после заявления профессора Киотского университета Акира Иритани, что он и его коллеги намерены воссоздать мамонтов, используя технологию клонирования.

«Нами проведена подготовка к достижению этой цели», – приводит слова профессора Иритани японская газета Daily Yomiuri. «В данный момент все технические проблемы преодолены, нужен только хороший экземпляр ткани мамонта из вечной мерзлоты», – цитирует ученого The Daily Telegraph.

Хороший экземпляр ткани ученый намерен найти в сибирской вечной мерзлоте.

С этой целью Иритани с коллегами летом отправится в Россию. В случае если экспедиция не увенчается успехом, ученый намерен попросить российских коллег из комитета по изучению мамонтов и мамонтовой фауны при Отделении общей биологии РАН выделить для работы кусок ткани мамонта из имеющихся образцов. Для успешного выполнения работы Иритани хватило бы фрагмента площадью 3 кв. см.

«До недавнего времени вероятность успеха ученых в клонировании крупного рогатого скота была очень небольшой, но теперь она составляет около 30 процентов, – заявил Акира Иритани. – Я думаю, у нас есть реальные шансы на успех, и через четыре или пять лет мог бы родиться здоровый мамонт».

Для того чтобы клонировать мамонта, японцы намерены получить из образцов ткани его ДНК и ввести её в яйцеклетку африканской слонихи.

Подобную технологию в 2008 году успешно реализовал японский ученый Тэрухико Вакаяма и его коллеги, которые клонировали мышь, пролежавшую 16 лет в обычном морозильнике. Успешная работа Вакаямы, о которой в свое время рассказывал отдел науки «Газеты.Ru», вдохновляет Иритани, который считает, что ему удастся выделить ДНК мамонта и осуществить процедуру возрождения мамонтов.

Но не все ученые разделяют оптимизм японского специалиста.

Доктор биологических наук Александр Марков, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, считает, что шансы Иритани удачно воссоздать мамонта «равны нулю».

Связано это с тем, что за десять с лишним тысяч лет, что прошли с момента исчезновения мамонтов, ДНК в их тканях сильно повредилась, и найти такую хорошую мамонтятину, чтобы ядра в ее клетках содержали неповрежденную хромосому, практически невозможно.

«Технических трудностей столько, что речь идет не о четырех годах, а о десятилетиях», – заявил Марков.

Российский ученый напомнил, что в прошлом году ученым института Крейга Вентера удалось получить бактериальную клетку, жизнь которой контролирует искусственно созданный геном, и полученные таким образом бактерии благополучно жили и размножались. «Это великое достижение. Но бактериальный геном в тысячу раз меньше и проще, чем геном мамонта», – подытожил Марков.