«Эта статья будет классикой»

Миндалевидное тело или миндалина – это часть мозга, отвечающая за эмоции и страх. У каждого человека есть две миндалины, по одной в каждом полушарии. Считается, что у людей размер миндалины имеет положительную корреляцию с социальным поведением человека. Например, известно, что у мужчин после такой неприятной процедуры, как кастрация, миндалина уменьшается в размерах на 30 процентов.

Несколько дней назад в Current Biology была опубликована статья американских ученых, где были даны результаты наблюдений за «самым бесстрашным человеком на Земле»: женщиной, у которой редчайшее генетическое нарушение – болезнь Урбаха-Вите – полностью уничтожило миндалевидные тела её мозга. Это начисто лишило женщину чувства страха.

Новое исследование миндалины, опубликованное в журнале Nature Neuroscience, демонстрирует новые данные, подтверждающие то, что размер миндалины коррелирует с социальной активностью человека.

Сразу оговоримся, что речь не идет о том, чтобы, сделав кому-нибудь магнитно-резонансную томографию (МРТ) мозга, тут же сказать, сколько у него друзей.

В ходе исследования психолог Лиза Фельдман Баррет из Северо-Восточного университета в Бостоне и ее коллеги провели исследование 58 здоровых взрослых людей. Они попросили их заполнить анкеты, с помощью которых можно было оценить как общее количество регулярных контактов, которые поддерживает каждый участник исследования, так и получить представление о круге его общения. Полученные данные были сопоставлены с размером миндалины, который ученые определили в ходе МРТ.

В ходе исследования Фельдман Баррет и коллеги установили, что чем более обширный и сложный круг общения имеет испытуемый, тем больше у него миндалина.

Этот эффект не зависит от возраста и пола испытуемого, а также его собственного мнения о своем социальном общении и удовлетворенности жизнью.

«Мы заранее могли предсказать, что получим такую связь, но мы получили ее очень интересным способом, исключив возможность влияния других факторов.

Именно поэтому я думаю, что в итоге эта статья будет классикой в цитировании, поскольку она так демонстрирует связь, что нет никаких сомнений в ее истинности», – заявил Кевин Ошнер из Университета Коламбии, один из авторов работы.

Впрочем, по-прежнему остается загадкой, как миндалина вносит вклад в круг общения человека. Возможно, ее структура отвечает за восприятие лиц, эмоций и эмоциональную память, что влияет на решение человека поддерживать отношения в будущем.

Возможно, что социальное поведение человека опирается на гораздо большую область мозга, а не на одну миндалину.

В будущем группа ученых будет использовать функциональную нейровизуализацию для того, чтобы определить отношение между мозговой деятельностью индивидуума и размера социальной группы, к которому он принадлежит.

Другой важный вопрос заключается в том, является ли крупный размер миндалины причиной или следствием большого размера социальной группы. «Возможно, верно и то и другое», – говорит Ошнер.

Неандертальцы-вегетарианцы

Как известно, неандертальцы существовали в то же время, что и предки современного человека из рода homo sapiens. Сто с лишним тысяч лет назад они заселяли некоторые регионы Европы, Ближний Восток и Центральную Азию. Однако около 30 тысяч лет назад неандертальцы вымерли – наименее «древняя» (возрастом порядка 28 тысяч лет) стоянка неандертальцев была обнаружена в районе Гибралтара. Одной из главных причин их гибели ученые называют то, что они питались исключительно мясом, в то время как «люди разумные» употребляли более полезную своим разнообразием пищу и не брезговали растительными или морскими продуктами.

Выводы о «мясной диете», ставшей губительной для неандертальцев, подтверждаются химическим анализом их костей.

Новые результаты исследования останков неандертальцев говорят о том, что вывод об употреблении неандертальцами исключительно мяса является не совсем правильным.

В последнем в этом году номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована статья американских ученых во главе с Долорес Пиперно из археологической лаборатории отделения антропологии Смитсоновского национального музея естественной истории (Вашингтон). В публикации рассказывается об исследованиях окаменелых зубов неандертальцев, найденных в ходе археологических раскопок в Бельгии и в Ираке. В частности, на этих зубах ученые обнаружили частички пищи и, проанализировав их, получили представление о том, чем питались неандертальцы.

Оказалось, что они не ограничивались одним лишь мясом.

Пиперно и коллеги обнаружили, что неандертальцы питались широким ассортиментом растений, например, различными овощами, представителями семейства бобовых и плодами финиковых пальм. Об этом свидетельствуют выявленные учеными следы крахмала на зубах неандертальцев.

Одним перечнем того, что помимо мяса ели древние родственники человека, открытия ученых не исчерпываются. Детальный анализ частиц пищи показал, что некоторые из этих растений претерпели разного рода физические изменения, в частности, температурный нагрев.

Это свидетельствует о том, что неандертальцы владели техникой разжигания огня и сознательно применяли его для повышения вкусовых и питательных качеств пищи.

Отметим, что при этом ученые не владеют никаким доказательством того, что неандертальцы вели сознательное сельское хозяйство. Хотя некоторые из каменных артефактов, которые найдены на местах стоянок древних родственников человека, могли служить для сельскохозяйственной обработки растений.

«Мы раньше находили пыльцевое зерно в местах стоянок неандертальцев, но было непонятно, употребляли ли они растения в пищу, – сообщила в интервью BBC одна из авторов работы профессор Университета Джорджа Вашингтона Элисон Брукс. – Теперь мы обнаружили остатки растений непосредственно во рту неандертальцев, что радикально меняет наши представления об их диете».

Остается неясным, почему результаты анализа зубов неандертальцев идут вразрез с данными химического анализа их костей.

Профессор Брукс объясняет это тем, что выводы о пристрастии неандертальцев к мясу делались на основе уровня содержания белка в их костях.

«Подразумевалось, что высокий уровень содержания белка является исключительно следствием поедания мяса. Но растения также могут повышать содержание белка в организме», – предположила Брукс.

Таким образом, данная работа опровергает гипотезу о том, что неандертальцы вымерли из-за своей «мясной диеты» и полного отсутствия растительной пищи в своем рационе.