Мечты о еде помогают похудеть

Бытует мнение, что мысли о еде заставляют человека есть больше. Но ученые из Университета Карнеги – Меллон провели исследовательскую работу, которая опровергает этот миф. Результаты исследования опубликованы в новом номере журнала Science.

«Если вы хотите похудеть, то это нормально – думать о ваших любимых конфетах. Представьте, что вы съели их все, до последнего кусочка, и это пойдет на благо вашей диете», – такими словами начинается пресс-релиз, сопровождающий работу ученых.

В своем исследовании ученые опирались на работы, показывающие, что ощущения и психические образы, имитирующие эти ощущения (проще говоря, фантазии) связаны с одними и теми же нейронными механизмами и влияют на эмоции и поведение примерно одинаково. Они провели ряд экспериментов по сравнению эффекта потребления еды и эффекта мыслей о еде.

Оказалось, что мысли о еде позволяют человеку умерить аппетит.

«Наши результаты показывают, что попытки обуздать свои мысли, связанные с желанием есть, изначально неверная стратегия для борьбы с аппетитом, – пояснил Кэрри Морведж, ведущий автор публикации. – Наши исследования показали, что люди, которые неоднократно представляют себе употребление пищи, будь то шоколад или кусочек сыра, впоследствии едят меньше, чем люди, которые старались не думать о еде. Мы считаем, что эти выводы будут способствовать развитию комплексных мероприятий по сокращению тяги людей к таким вещам, как еда, наркотики и сигареты. Надеюсь, они помогут и нам, и другим людям сделать выбор в пользу здоровой пищи».

Всего было проведено пять экспериментов по определению зависимости количества употребляемой пищи от предшествующих трапезе мыслей о еде. В первом эксперименте испытуемым предложили подумать о 33 повторяющихся действиях: одна группа думала о загрузке 33 монет в стиральную машину прачечной самообслуживания, вторая «загрузила» 30 монет и представила съедение трех конфет M&M's, а третья «положила» всего три монеты, а затем «съела» 33 конфеты M&M'S. Потом все участники эксперимента начали есть M&M'S из большой миски; в количестве конфет их не ограничивали, а число съеденных леденцов фиксировалось. Оказалось, что группа, мысленно «съевшая» 30 леденцов, на деле оказалась наименее голодной и жадной.

Чтобы удостовериться, что результат был достигнут именно благодаря фантазиям о потреблении конфет, в следующем эксперименте учитывалось и число вызова фантазий человеком. Снова оказалось, что

вообразившие себе съедение 30 M&M'S в реальной жизни ели меньше, чем их «мысленно недоевшие» коллеги.

Последние три эксперимента показали, что сокращение реальных потребностей в еде в результате размышления о вкусностях вызвано своеобразным привыканием, т. е. постепенным снижением мотивации к еде. Только мысли о потреблении данной конкретной еды снижают будущий аппетит: если думать о еде без связки с ее потреблением или думать о тортах перед употреблением конфет, результат не будет достигнут.

Привыкание как снижение реакции при повторении воздействия стимула – один из фундаментальных процессов, регулирующих как тягу к потреблению еды, так и к иным вещам.

Оно подсказывает нам, когда остановиться во время еды, а когда переключиться с одного продукта на другой, считают авторы работы. Исследование показало, что такая адаптация к стимулу приходит не только в результате сенсорного восприятия вида продукта, его запаха, возможно, звука, тактильных ощущений, но и в результате фантазий, «воображаемого потребления». Таким образом, в какой-то мере воображение потребления является заменой самому потреблению. Разница между ними может быть куда меньше, чем сейчас предполагают психологи.

«Химеры» помогут геям

На нынешней неделе в журнале Biology of Reproduction опубликованы результаты работы американских ученых по созданию «потомства» однополой пары «родителей» – поколения мышей мужского и женского пола, содержащего в себе генетические признаки двух отцов. Это исследование важно в первую очередь как шаг на пути к сохранению исчезающих видов, улучшению пород домашнего скота, а также развитию вспомогательных репродуктивных технологий.

Огромный интерес к данной работе наверняка проявится и со стороны однополых пар, которые хотели бы иметь собственных биологических детей.

Если взять генетический материал из двух сперматозоидов или двух яйцеклеток и провести его прямое слияние, жизнеспособного потомства не получится. Причиной этого является процесс геномного импринтинга, во время которого у млекопитающих происходит блокировка части генов в половых клетках. Поэтому, чтобы получить потомство от двух однополых особей, ученым необходимо было проявить изобретательность и разработать сложные технологии.

Эксперимент был успешно реализован группой ученых во главе с Ричардом Беринджером из Онкологического центра имени Андерсона (штат Техас).

Чтобы понять суть исследования, нужно вспомнить, что такое хромосома (нитевидная структура клеточного ядра, несущая генетическую информацию в виде генов), и что у женщин в клетках две половые Х-хромосомы, а у мужчин одна Х- и одна Y-хромосома.

Первый этап работы Беринджера и его коллег заключался в получении из клеток самца мыши (первого отца) индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (от латинского pluralis – множественный и potentia– сила, мощь, возможность), то есть клеток, способных превращаться в любую клетку человеческого тела под действием управляющих сигналов. В ходе различных манипуляций приблизительно один процент клеток спонтанно утратили Y-хромосому и приобрели, таким образом, генотип XO (где одна половая клетка из создающих новый организм не несла половой хромосомы вовсе).

Индуцированные стволовые клетки XO были введены в зародыш на стадии бластоцисты (эта стадия развития зародыша млекопитающего, в том числе человека, предшествует стадии зародышевого диска) от доноров женского пола. Затем зародыши были трансплантированы в суррогатных матерей, в результате на свет появились «химеры» – организмы, состоящие из генетически разнородных тканей. Химеры XO/XX, о которых идет речь, были женского пола и имели часть клеток, в которых была только одна X-хромосома, унаследованная от первого отца.

Затем каждая из этих химер спаривалась с нормальным самцом (второй отец).

Среди потомства этих родителей были особи как женского, так и мужского пола, которые обладали генетическими признаками двух отцов.

«Наше исследование использует клеточные технологии для создания мужского и женского потомства от двух особей мужского пола.

Это новая форма воспроизводства млекопитающих», – говорится в статье.