Острый нож – признак ума

Исследователи из Университета Колорадо обнаружили в пещере Бломбос (ЮАР) свидетельства искусной обработки камня, которые оказались древнее самых ранних аналогичных инструментов на 50 тысяч лет. Их работу в пятницу опубликовал журнал Science.

Речь идет об отжимной ретуши – технике обработки каменных орудий, при которой тонкие чешуйки отделяются при помощи костяных, деревянных или каменных инструментов.

Люди палеолита (древнего каменного века) нагревали твердую породу под названием кремень (разновидность кремнезема в виде конкреций в осадочных породах) и делали из нее орудия труда. Отжимную ретушь использовали для завершения обработки изделий. На первом этапе создания орудия материалу придавалась необходимая форма с помощью тяжелого каменного молота. Более точную работу делали деревянными или костяными молоточками, а отжимная ретушь применялась для аккуратной точечной обработки краев изделия. С ее помощью контролировали степень остроты, толщину и форму двусторонних орудий – наконечников копий, каменных ножей. До обнаружения древних орудий труда в пещере Бломбос самыми древними памятниками отжимной ретуши считались орудия труда культуры солютре, найденные на территории Франции и Испании и датируемые верхним палеолитом (около 20 тысяч лет назад).

«Это открытие очень важно: оно показывает, что люди современного типа в Южной Африке уже 75 тысяч лет назад владели сложной техникой изготовления орудий труда.

Эта, скажем так, инновационная разработка – прямой пример способности древних людей к разработке новых функциональных идей и технологий, что считается признаком «продвинутого», современного поведения», – отметила Паола Вилла, соавтор работы из Музея естественной истории Университета Колорадо.

«Использовать отжимную ретушь могли только люди с сильными руками. Однако на выходе они получали качественно иное орудие труда, с более точными параметрами формы и толщины. Обработка молоточками была в разы грубее. Острые и узкие лезвия были прорывными для своего времени эффективными орудиями», – добавила она.

Авторы работы предполагают, что отжимная ретушь была изобретена в Африке, но использовалась там только время от времени.

Эту технику заимствовали древние люди Европы и Северной Америки, где она нашла более широкое применение.

Американские археологи уже показали, что предки индейцев с помощью отжимной ретуши заостряли камни, помогавшие им добиться успеха в охоте на вымерших крупных млекопитающих – мамонтов, мастодонтов и древних лошадей.

Большую часть камней (за исключением обсидиана, яшмы и редких сортов кремня) перед отжимной ретушью необходимо нагревать, иначе обработать их не удастся.

Первые приемы термообработки кремнезема были известны за 164 тысяч лет до н. э., однако тогда речь не шла об отжимной ретуши.

Обнаруженные в пещере Бломбос изделия точно подвергались термообработке – это подтвердили микроскопические исследования поверхности и сравнение с микрофотографиями «холодных» поверхностей.

При отделении чешуек от не нагретых поверхностей на них остаются глубокие следы с грубой текстурой, а обработка нагретых поверхностей позволяет получить гладкие глянцевые грани.

В общей сложности археологи исследовали 159 орудий труда, 179 других обработанных кусков камня и более 700 чешуек-отходов, обнаруженных в культурном слое пещеры Бломбос. По меньшей мере половина находок обработана с помощью отжимной ретуши.

Авторы исследования также изготовили так называемые реплики: они создали орудия труда, аналогичные обнаруженным при раскопках с помощью тех же материалов и технологий, что использовали древние люди. Сравнение реплик, изготовленных с применением отжимной ретуши и без нее, показало, что образцы из пещеры Бломбос, без сомнения, доводились до совершенства именно с помощью этой технологии.

Туманность Андромеды и все-все-все

Космические телескопы Spitzer и Chandra получили новые изображения туманности Андромеды – ближайшей гигантской галактики. При помощи этих снимков ученым удалось взвесить нашу соседку по Метагалактике. А ученым, использующим земные устройства, удалось обнаружить волокна холодного газа, опутывающие галактики.

Для того чтобы получить изображение гиганта, Spitzer произвел около 3000 экспозиций, которые затем склеили в единое изображение.

Впервые астрономам, работающим с инфракрасным телескопом Spitzer, удалось измерить полную инфракрасную светимость галактики. А поскольку количество ИК-излучения, испускаемого звездами, пропорционально массе звезд, ученым удалось таким образом взвесить туманность Андромеды, а точнее взвесить разом ее звезды. Оказалось, что масса всех звезд галактики М31 равна 110 млрд масс Солнца, что согласуется с вычислениями, сделанными другими методами. Используя данные по распространенности звезд с определенными массами, астрономы смогли также оценить и количество звезд в нашей соседке. Оказалось, что туманность Андромеды обладает триллионом звезд (для сравнения: в нашей Галактике их около 400 млн).

К слову, чтобы пересечь эту гигантскую галактику, лучу света требуется около 260 000 лет (поперечник нашего Млечного Пути – 100 000 световых лет).

Впрочем, не стоит так пренебрежительно относиться к Млечному Пути. Изучать его изнутри гораздо сложнее, чем Туманность Андромеды снаружи.

Рентгеновский телескоп Chandra тоже обратил внимание на нашу соседку. Данные телескопа показывают множество точечных источников рентгеновских лучей, группирующихся вокруг диффузного рентгеновского облака.

Точечные рентгеновские источники ученые увязывают с двойными системами, один из компонентов которых – нейтронная звезда или черная дыра. Нагретый до миллионов градусов, падающий на маленького, но массивного компаньона газ и излучает в рентгеновском диапазоне.

Диффузный рентгеновский источник представляет собой, очевидно, газ, скопившийся в центре галактики и нагретый до миллионов градусов. Как полагают, источником нагрева послужили ударные волны, вызванные в газе взрывами сверхновых.

Не отстают от космических коллег и земные астрономы –

международная группа ученых, использующих систему VLA (Very Large Array), радиообсерватории, состоящей из 27 радиотелескопов, расположенных в форме буквы Y. Изучая скопления галактик, ученые обнаружили волокноподобные структуры и значительное количество холодного газа в некоторых из них. Как полагают ученые, такая межгалактическая газовая сеть играет значительную роль в эволюции галактик. Кроме того, возможно, дальнейшее изучение этой структуры позволит прояснить вопрос с другой загадкой вселенной – темной материей, ведь некоторые современные ее теории предсказывают существование такой сети.