Пингвин совсем измельчал

На тихоокеанском побережье Перу в природном заповеднике Паракас студент-палеонтолог Али Альтамирано, работающий в Музее национальной истории в Лиме, обнаружил окаменелые перья древнего пингвина. Эта находка заинтересовала некоторых ученых, которые, объединившись в группу из девяти человек, под руководством Джулии Кларк из отделения геологических наук Техасского университета, провели исследование этих перьев и установили много неизвестных ранее науке фактов. Результаты их работы опубликованы в пятницу в журнале Science.

Во многом исследователям помогло, что перья очень хорошо сохранились, так что части клеток, содержащие пигменты и отвечающие за окраску перьев, меланосомы, остались нетронутыми. Это позволило установить, что 36 миллионов лет назад пингвины были не черно-белого окраса, как сейчас, а имели серые и красно-коричневые оттенки.

«А раньше я вообще-то представляла древних пингвинов черно-белыми», – призналась Джулия Кларк, рассказывая Nature News о работе.

Помимо перьев, специалисты-палеонтологи обнаружили и некоторые кости животного, которое получило название Inkayacu paracasensis, что в переводе с латыни означает «морской император Паракаса». В частности, для исследований специалистам достались череп с длинным клювом, костные элементы крыльев, ног и позвоночника.

Сопоставив свои находки, ученые воссоздали облик древнего пингвина Inkayacu paracasensis, который оказался самым крупным из ныне известных представителей вымерших видов гигантских пингвинов.

Оказалось, что этот экземпляр весил бы 55–60 кг при росте 1,5 метра. Это в два раза тяжелее самых крупных современных пингвинов – императорских пингвинов Aptenodytes forsteri.

У современных пингвинов структура меланосом и их распределение в теле животного помимо цветовой окраски оказывает влияние на упругость и жесткость крыльев.

Это, в свою очередь, влияет на способность пингвинов плавать под водой. Меланосомы, найденные у «морского императора», оказались близкими к современным альбатросам и буревестникам. Этот факт в совокупности с восстановленной структурой «самого крупного из вымерших гигантских пингвинов» позволил ученым установить, что

исследованный ими экземпляр относится к той стадии эволюции пингвинов, когда они только-только отказались о «соперничества» за воздушную территорию с другими птицами и начали осваивать прибрежное и водное пространство.

«Наше исследование показывает, что Inkayacu paracasensis и другие гигантские пингвины были очень распространены во время эоцена (34–56 млн лет назад; эта эпоха ознаменовалась появлением первых, близких к современным млекопитающих – примечание «Газеты.Ru») и заселяли все Южное полушарие, – говорит один из авторов работы, палеонтолог Даниэль Ксепка. – По неизвестным нам причинам все они уже исчезли. Но изучая окаменелости, подобные найденным в Перу, мы сможем больше узнать о том, почему такие гигантские виды, как «морской император», вымерли, а более мелкие современные виды живут и по сей день».

Фиговая археология

Древние фиги, найденные при археологических раскопках в Иорданской долине, могут оказаться одной из самых ранних форм агрикультуры, сообщает «Би-би-си». Возраст окаменевших фруктов – 11 200–11 400 лет. По словам американских и израильских ученых, чье исследование опубликовано в Nature, такой сорт фиг не мог быть выращен без вмешательства человека.

Фактически, как полагают специалисты из Гарварда и Университета Бар-Илан, удалось зафиксировать и определить поворотный пункт, когда с охоты и собирательства люди переключились на культивирование пищи.

Девять маленьких плодов размером всего лишь 18 мм наряду с еще 313 фрагментами смокв были обнаружены в одном из домов ранненеолитической деревни Гильгаль I в Иорданской долине – долине вдоль течения реки Иордан, несущей воды вдоль всей Палестины и разделяющей ее на две половины. По мнению ученых, фиги – ранний культурный сорт, а не дикорастущий вид. Как показал проведенный анализ, плоды партенокарпические, то есть появившиеся на свет в результате самоопыления, как многие из тех видов, что мы едим сегодня.

В дикой природе партенокарпические фиговые деревья изредка возникают как следствие случайной генетической мутации, но такое явление всегда однократное: поскольку они бесплодны, для регулярного воспроизведения им требуется посторонняя помощь – заботливые руки, которые отделят и позже посадят самостоятельный побег.

Офер Бар-Йозеф, гарвардский археолог, предполагает: когда люди осознали, что получающиеся плоды не в состоянии породить новое дерево, культивирование фиг стало распространенной практикой. «В осмысленном и целенаправленном акте посадки того или иного саженца фиги мы можем разглядеть зарождение сельского хозяйства, – поясняет он. – Такое съедобное растение могло выжить только при непосредственном участии человека».

Найденные фиги отлично сохранились и были обнаружены вместе с дикими ячменем, овсом и желудями.

Таким образом, становится ясно, что люди, жившие в раннем неолите, еще сочетали создание пищи с ее поиском. До того история человечества уже насчитывала около 2,5 млн лет охоты и собирательства в самых разных точках земного шара. Неолитическая революция, по словам Бар-Йозефа, ознаменовалась изменением отношений между человеком и природой. Из простого потребителя всего, что растет и двигается, индивид превратился в фермера, ухаживающего за растениями, добивающегося урожая и разводящего животных.

Как думают исследователи, окаменевшие фиги предшествовали появлению других культурных растений – пшеницы, ячменя и бобовых – и являются первым сельскохозяйственным опытом человека. Однако ряд других находок древних растений, в частности окультуренного риса в Корее, чей возраст составляет примерно 15 тыс. лет, затрудняет определение точной даты зарождения сельского хозяйства.