Чистим зубы солнцем

Канадские ученые создали зубную щетку, которой не нужна зубная паста — она чистит зубы с помощью химической реакции во рту, инициируемой солнечным светом.

Группа ученых из Университета Саскачевана (Канада) начали работу над этой моделью зубной щетки около 15 лет назад. Теперь они ищут добровольцев для испытания новинки, пишет canada.com.

Последняя модель щетки названа Soladey-J3X и производится японской компанией Shiken. Скоро ее испытанием займутся 120 подростков.

Ручка Soladey-J3X снабжена солнечной панелью, которая передает электроны на чистящую поверхность по свинцовому проводку. Они реагируют с кислотой во рту, а в ходе этой реакции зубы чистятся и происходит дезинфекция полости рта. Таким образом, зубная паста для такой щетки не нужна, а количество солнечной энергии аналогично используемому в калькуляторах с солнечной батарейкой.

На данном этапе проведено исследование работы щетки на бактериальных культурах, вызывающих парадонтит. Эксперимент показал высокую эффективность очищения.

Энцелад раскрутил ученых на новую теорию

Спутник Сатурна – Энцелад – снова поставил астрономов в тупик: южный полюс планеты оказался теплее экватора. Ранее ученые установили, что это небесное тело диаметром всего 500 км обладает атмосферой.

Ученые из Университета Санта-Круз опубликовали в последнем выпуске журнала Nature работу, которая может пролить свет на кажущееся попрание всех принципов астрофизики.

До недавнего времени ученые считали, что самой теплой частью Энцелада является его экватор, где температура достигает -193 °С. Однако, как оказалось теперь, на южном полюсе планеты она на 11 °С выше, чем на экваторе.

«По всем законам там не должно быть повышенной температуры», – прокомментировал открытие один из научных сотрудников проекта Cassini – Джон Спенсер. «Обнаружить ее на полюсе Энцелада все равно что доказать: в Антарктике теплее, чем в экваториальных районах Земли», – подчеркнул он.

Работа калифорнийских ученых предполагает, что ось вращения Энцелада изменилась, ориентируя менее плотные области «внутренностей» спутника по оси вращения. Вращающиеся тела максимально устойчивы, когда их большая масса расположена по экватору.

Роберт Паппалардо и Фрэнсис Ниммо создали модель, согласно которой нагретое вещество (горячая область, или капля, по выражению ученых, получила наименование diapir) появляется внутри спутника, тем самым создавая область пониженной плотности. Она может появляться в ядре или коре, все равно вещество начинает всплывать к поверхности, а ось вращения меняется так, чтобы капля горячего вещества оказалась по оси вращения. Поэтому, говорят ученые, самая горячая область спутника и оказалась на южном полюсе. Там же проявились и связанные с нею явления – гейзеры и тигровые полосы, которые, как полагают исследователи, представляют собой тектонические разломы, вызванные как раз продвижением горячих слоев наверх.

По предположению Паппалардо и Ниммо, точно такой же процесс происходит и на спутнике Урана – Мимасе.

Теперь ученым осталось определить, из-за чего, собственно, нагревается изнутри Энцелад, ведь его диаметр недостаточен для тектонической активности. Пока преобладает мнение, что нагрев связан с большим эксцентриситетом орбиты Энцелада и вызван приливными силами.

В любом случае благодаря своей необычности Энцелад может стать одним из тел Солнечной системы, где может оказаться жизнь. Ведь по последним данным Cassini, под ледяной коркой Энцелада есть области жидкой воды , из которых и извергаются гейзеры.

В 2008 году, весной, очередной пролет Cassini близ этого спутника поможет ученым получить новые данные об одном из самых непонятных тел нашей системы.

Солнечная система постарела

Сколько лет небу, звездам и Солнцу? Оказывается, ключи к ответам на такие вопросы лежат не в «глазах» космических телескопов, а на Земле, куда прилетают вестники космоса — астероиды. Так, согласно общепринятой в настоящее время гипотезе, формирование Солнечной системы началось около 4,5 млрд лет, а в течение 50 млн лет в центре прародителя Солнца началась термоядерная реакция синтеза гелия из водорода, то есть на этом этапе Солнце стало полноценной звездой главной последовательности. Однако насколько точно известен возраст Солнечной системы?

Исследования ученых из Университета Аризоны показали, что последнее слово в этом вопросе еще не сказано.

Метеорит, найденный в пустыне Сахара, «состарил» Солнечную систему на несколько миллионов лет.

Работу специалистов по метеоритам публикует Nature Geoscience.

Согласно новым оценкам, проведенным с помощью измерения соотношений изотопов свинца в древнем хондритовом метеорите, возраст Солнечной системы — 4,568 млрд лет, это на 0,3—1,9 млн лет больше, чем предыдущие оценки. Таким образом, газопылевое облако, из которого сформировалась Солнечная система, содержало почти в два раза больше определенного изотопа железа (железа-60), чем предполагалось ранее.

Высокое содержание железа, по-видимому, происходит из глубинных слоев массивных короткоживущих звезд — это вообще одно из немногих мест во Вселенной, где вырабатывается железо. Когда одна из таких звезд завершала свою жизнь вспышкой сверхновой (то есть взорвалась с огромной силой), какая-та часть ее материала дала жизнь Солнечной системе.

«Мы предполагаем, что до формирования Солнечной системы произошла одна или более вспышек сверхновой.

Это объясняет и элементный состав системы, и содержание изотопов», — отметила Одри Бювье из Университета Аризоны, ведущий автор работы.

Новая оценка позволяет разрешить противоречие между двумя технологиями оценки возраста метеоритов. Первая из них (по мнению ученых, более достоверная) основана на соотношении содержания изотопов свинца-207 и свинца-206, однако способна определять лишь примерный возраст в широких временных рамках. Вторая технология сравнивает содержание алюминия и магния и дает результаты на более «мелкой» временной шкале. Однако показания Al-Mg-хронометра до сих пор отличались от показаний «свинцового» хронометра на миллион лет. Работа Бювье и ее коллег привела «часы» в соответствие.

Несмотря на это, необходимо провести исследование других хондритовых метеоритов — один образец не позволяет судить о причинах «поломки» свинцовых часов.