Третий раз – к могиле

Каждый новый брак – отнюдь не тоник для здоровья, а шажок к смерти, свидетельствует исследование американских ученых, опубликованное в Journal of Aging and Health.

Люди, вступавшие в брак три или более раз, рискуют уйти из жизни раньше срока, свидетельствуют данные, приводимые The Daily Mail.

Возможно, причина кроется в том, что новому браку предшествует разрыв старой семьи, зачастую очень болезненный. Большое количество подобных стрессов подрывает моральное и физическое здоровье.

Впрочем, подобная статистика не пугает знаменитостей. Зарубежные красавцы, например, 65-летний Род Стюарт и 48-летний Том Круз, женаты по три раза. Не отстают и российские мачо, например, Дмитрий Дибров состоит уже в четвертом официальном браке.

На стороне ученых статистика. Они проанализировали истории болезней и личной жизни 9 тыс. американцев и американок в возрасте 60–70 лет. Большая часть из них были женаты хотя бы раз. Именно эта многочисленная категория оказалась самой здоровой и долгоживущей. В отличие от холостяков, женатые люди лучше следят за собой, их психическое и физическое здоровье выигрывает от существования человека, который заботится о них и о котором, в свою очередь, тоже нужно заботиться. У семейных людей больше друзей, которые также позитивно влияют на общее состояние человека.

Но увеличение числа браков не улучшает здоровья. Среди людей, состоявших в трех и более браков, вероятность преждевременной смерти в возрасте 50 и более лет на 34% выше, чем у общей выборки «однобрачных» чет.

Бактерии нюхают

Люди, которые нерегулярно чистят зубы, часто могут видеть у себя во рту на зубах желтоватый налет. Это так называемая биопленка — хорошо организованное взаимодействующее сообщество микроорганизмов, в данном случае бактерий. Еще одним примером биопленки может служить тонкое наслоение на скалах, находящихся под водой посередине течения.

Биологи из Университета Ньюкасла (Великобритания) Рейндерт Нейланд и Грант Берджесс изучали формирование биопленок бактериями Bacillus licheniformis. Для этого исследователи создали массив из 96 пробирок, в которых в разных концентрациях содержалась питательная среда, способствующая размножению бактерий и выделению ими аммиака. Данное вещество, в свою очередь, способствует созданию бактериями биопленок.

К удивлению ученых, некоторые изолированные от питательного раствора бактерии начали спонтанное производство биопленок. При этом они были близко от бактерий, которые находились в достаточном для производства биопленок количестве питательного раствора.

Единственное объяснение, которое смогли предложить ученые, состоит в том, что бактерии почувствовали пары аммиака в воздухе.

Результаты исследования Нейланда и Берджесса опубликованы в журнале Biotechnology Journal.

Ранее считалось, что «обонянием» обладают только сложные формы жизни — так называемые эукариоты. Они составляют специальное надцарство (домен) живых организмов, клетки которых содержат ядра, в частности, это животные, растения, грибы и протисты.

Люди, как известно, обладают пятью органами чувств: обонянием, зрением, слухом, осязанием и чувством вкуса. Исследования, проводившиеся ранее, показали, что бактерии способны реагировать на свет (зрение), изменять гены при контакте с разными материалами (осязание) и демонстрировать другие реакции при непосредственном контакте с конкретными химическими веществами (вкус).

По словам Рейндерта Нейланда, ведущего автора публикации, существует различие между тем, когда организм «определяет вкус» в результате непосредственного контакта с веществом, и тем, когда он реагирует на вещество, находящееся в воздухе.

«Вы обнаруживаете своими органами обоняния более летучие вещества, чем те, про которые, пробуя их на вкус, вы можете сказать, что они «сладкие» или «соленые», — сказал ученый в интервью BBC. — Вы можете учуять запах шашлыка, но, чтобы попробовать вкус мяса, его нужно начать есть.

Поскольку такие простые организмы, как бактерии, обладают такими же способностями, то логично предположить, что это качество развилось значительно раньше, чем мы думали».

Как объяснил Нейланд в интервью Nature News, многие коллеги-биологи выступают против того, чтобы в случае с бактериями Bacillus licheniformis использовать термин «обоняние». Но бактерии зондируют летучие молекулы, а это, по сути, и есть обоняние.

Ученые надеются, что их открытие поможет найти новые методы борьбы с вредными для здоровья человека биопленками микроорганизмов, против которых бессильны антибиотики.