Гены облысения

С возрастом люди склонны лысеть, но у многих людей потеря волосяного покрова начинается еще в молодые годы. Одной из причин облысения является очаговая алопеция – аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система человека начинает атаковать здоровые клетки, в данном случае клетки волосяных луковиц. По данным Колумбийского университета, это заболевание встречается примерно у двух процентов населения Земли, в том числе у 5,3 млн жителей США. Данное заболевание в равной степени затрагивает как мужчин, так и женщин, но больше оно фиксируется у представителей прекрасного пола, которые чаще обращаются к врачу с подобной проблемой.

Очаговая алопеция привлекает внимание ученых тем, что при нем выпадение волос может как резко начаться и привести к полному облысению на голове или других участках тела, так и резко остановиться. При этом человек, будут совершенно лысым, может вновь отрастить волосы и затем потерять их опять.

Два года назад ученые в рамках проекта Кокрэновской библиотеки проводили обзор работ, посвященных лечению облысения.

Тогда специалисты пришли к выводу, что эффективного, безопасного и надежного метода лечения не существует.

Чтобы можно было уверенно говорить о существовании такого метода, ученые должны достоверно знать причины возникновения заболевания и механизм развития болезни. Но и с тем, и с другим были проблемы. Наблюдения за больными показывали, что к очаговой алопеции могут привести такие факторы, как психологический стресс, травма или какая-нибудь другая болезнь. Но официальная наука, увы, пока не может предсказать рост или потерю волос со стопроцентной вероятностью для каждого человека, страдающего очаговой алопецией.

Впрочем результаты, полученные группой исследователей во главе со специалистами медицинского центра Колумбийского университета, могут пролить свет на природу и методы лечения очаговой алопеции. Подробнее с этим исследованием можно ознакомиться в статье в новом номере журнала Nature.

Ученые обнаружили восемь генов, которые связаны с развитием этого заболевания.

При этом оказалось, что некоторые из этих генов связаны с другими аутоиммунными заболеваниями, такими как ревматоидный артрит и диабет первого типа.

Среди этих восьми генов один ген (он называется ULBP3), вероятно, отвечает за возникновение очаговой алопеции. Этот ген является своего рода «маяком», так как синтезирует «сигнальный» белок для клеток иммунной системы, уничтожающих больные или поврежденные ткани, а такие белки у заболевших очаговой алопецией находятся в волосяных луковицах. Два найденных гена, отвечающих за облысение, действуют непосредственно в волосяной луковице, а пять других ответственны за иммунный ответ.

«Обнаружение генов, которые составляют основу очаговой алопеции, – это большой шаг вперед, хотя природа этих генов является еще более захватывающей, – заявила Анжела Кристиано, ведущий автор работы. – Кажется, мы обнаружили общий механизм деятельности органов, которые связаны с «сигналами» опасности гена ULBP3. Соответствующие лекарства для лечения ревматоидного артрита и диабета первого типа уже в разработке.

В скором времени мы сможем провести клинические испытания генного метода лечения очаговой алопеции.

Теперь у нас есть возможность разработки лекарств, которые воздействовали бы на конкретные механизмы, ответственные за болезни».

«Это исследование очень интересно, так как очаговая алопеция поражает огромное количество людей во всем мире, а лечению поддается с трудом. В результате возникает огромная неудовлетворенная потребность людей в медицинской помощи, – считает Вики Калабоукс, президент Национального фонда очаговой алопеции США. – Потеря волос меняет жизнь – и не в лучшую сторону, так как человек начинает испытывать долгосрочные психосоциальные воздействия».

Моби Дик из Перу

Перуанские пустыни известны своими артефактами: самыми известными из них являются гигантские рисунки пустыни Наска. Теперь же настоящий подарок палеонтологам преподнесла пустыня Писко-Ика, в одной из геологических формаций которой ученые смогли откопать фрагменты огромной челюсти.

Первым заметил останки Клас Пост, сотрудник Музея естественной истории Роттердама. В ходе короткой экспедиции в пустыню он обратил внимание на хорошо сохранившиеся кости, напоминающие слоновые бивни. Последовавшие затем раскопки позволили ученым извлечь из земных недр большие фрагменты черепа и несколько зубов.

После тщательного изучения найденных останков животного международная группа голландских, перуанских, французских и итальянских ученых определила, что перед ними находятся кости самого крупного хищного морского млекопитающего, с которым когда-либо встречалось человечество.

Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Nature.

Анализ найденных останков позволил исследователям определить возраст находки – 12–13 млн лет. Ученые произвели реконструкцию черепа этого морского чудища и его туловища. Оказалось, что его голова превышает по размерам рост взрослого человека и составляет порядка двух-трех метров. Ископаемый кашалот также обладал острыми зубами, достигающими в высоту 36 сантиметров.

На правах первооткрывателей ученые назвали откопанного ими кашалота Leviathan melvillei в честь американского писателя Германа Мелвилла, самым знаменитым произведением которого является роман «Моби Дик или Белый кит».

В этом произведении рассказывается об охоте китобойного судна «Пекод» на гигантского белого кита Моби Дика. В конце романа погибают и чудище, и весь экипаж корабля, кроме матроса, от лица которого ведется повествование.

Ископаемый кашалот Leviathan melvillei был найден в слое осадочных пород, указывающих, что миллионы лет назад на этой территории Перу был океан. Не так давно другие ученые обнаружили там останки гигантских акул. Ученые предполагают, что вместе с ними кашалот питался более мелкими китами, не превышающими в размерах десяти метров. Вероятно, древняя охота могла выглядеть так, как показано на рисунке к данной заметке.

По сравнению с Leviathan melvillei современные кашалоты выглядят совсем безобидными.

У них нет таких гигантских зубов, а их основной пищей являются кальмары, моллюски и рыба.

Помимо описания нового вида кашалота, ученые предложили альтернативное объяснение появления у китов гигантского пузыря спермацета (вязкой жидкости, которая являлась главным трофеем китобоев), расположенного в голове животного. В XVIII веке из спермацета изготовляли свечи, позднее его использовали как смазочный материал и основу для приготовления кремов и мазей. Сейчас, в связи с прекращением добычи кашалотов, спермацет больше не добывается и не применяется.

Считается, что пузырь спермацета позволяет китам совершать погружения на большую глубину.

Но ученые, исследовавшие Leviathan melvillei, считают, что их ископаемый «подопечный» жил у поверхности океана и не нуждался в таком «грузиле». Ученые полагают, что этот пузырь использовался кашалотом в качестве оружия в охоте на более мелких китов.