Истина в вине

— 21.05.10 17:43 —

ТЕКСТ: Николай Подорванюк

ФОТО: STOCKBYTE/EAST NEWS

Те, кто любит выпить один-два бокала вина за обедом или немного коньяка перед сном, является более здоровым и счастливым по сравнению с теми, кто совсем не пьет или злоупотребляет спиртным. К такому выводу пришли ученые французской клиники Hospital of Pitie-Salpetriere в Париже, и издание Daily Mail, которое опубликовало результаты соответствующего исследования, призывает своих читателей не спешить налить себе еще выпить, не дочитав до конца.

«Газета.Ru» также призывает дочитать соответствующий текст до конца, хотя бы потому что сам по себе алкоголь все-таки не оказывает полезного влияния на здоровье.

По результатам исследования, которое проводилось с привлечением порядка 150 тысяч человек, люди, знающие меру в выпивке, меньше подвержены депрессии, оптимисты по жизни и не страдают от ожирения. Ученые объясняют это тем, что такие люди следят за своим здоровьем и потому питаются более здоровой пищей, занимаются спортом и грамотно распределяют свое время, успешно работают и при этом хорошо отдыхают.

В ходе работы исследователи поделили всех людей, принимавших участие в тестах, на четыре группы: трезвенники, малопьющие (менее 10 граммов чистого спирта в день), умеренно выпивающие (10–30 грамм чистого алкоголя в день) и сильно пьющие.

Ученые отмечают, что представители последней группы нуждаются в мерах по профилактике алкоголизма, и призывают не лечить алкоголем ни болезни, ни депрессии. Тем более в таких количествах. «Газета.Ru» присоединяется к этим призывам и, в свою очередь, напоминает, что 30 грамм чистого спирта содержится в одной поллитровой бутылке легкого пива (крепостью 6 градусов).

Мыши сгрызли основы селекции

Мыши бросили вызов классическим законам генетики. Как показали эксперименты, поставленные над грызунами в университете Софии Антиполис в Ницце и Национальном институте здравоохранения и медицинских исследований Франции (INSERM) и опубликованные в журнале Nature,

генетически модифицированные мыши умудряются передавать по наследству признак, когда ответственный за него ген отсутствует.

Опыты проводились над мышами с мутированным геном Kit. Мутация в нем предопределяет появление белых пятен на хвосте и лапках у серых мышей. Животных с нормальным геном скрестили с особями, в геноме которых присутствовали оба варианта гена – обычный и мутировавший.

Через поколение пятнистым оказалось все потомство, в том числе и те экземпляры, которым измененные участки ДНК не достались непосредственно от родителей.

На первом этапе ученые создали мышей, которые несли одну нормальную копию специфического гена и одну мутантную. При дальнейшем скрещивании каждая мышь провела одну из копий к каждому из потомков. Всего у каждого потомка оказалось две копии, по одной от отца и матери. По законам генетики мыши, обладающие на выходе двумя обычными копиями гена, должны были бы обладать нормальным окрасом. Однако на практике у 24 из 27 подобных мышат все еще сохранялись белые пятнышки. Несмотря на стабильное отсутствие гена Kit, удивительное явление, известное как парамутация и ранее не наблюдавшееся у животных, продолжалось в течение еще нескольких поколений.

Всего ученые испробовали три вида генных комбинаций, разводя мышей с нормальными и модифицированными генами совместно: оба родителя с мутантными генами (их потомство умирало вскоре после рождения), один из родителей с мутантным геном и один с нормальным (их потомство должно оказаться пятнистым, как их родители) и оба родителя с нормальными генами (в окрасе их детенышей пятен быть не должно).

В ходе дальнейшего исследования генетики предположили, что неположенный признак передается при помощи РНК – химического кузена ДНК: мутантные РНК при попадании в яйцеклетки и сперматозоиды способны наложить свой отпечаток в проявлении признака вне зависимости от наследуемости нормального генотипа.

То есть РНК при определенных условиях способна брать на себя функции ДНК, считавшейся единственным носителем наследственной информации.

Чтобы проверить предположение, в оплодотворенную яйцеклетку нормальных мышей ввели экстракт аномальной РНК, взятой у пятнистых мышей, не имеющих гена Kit. Выросшие из такого эмбриона мыши также имели белые пятна, как и окрашенные мыши с немодифицированной ДНК. Как именно РНК передает потомству черту в отсутствие нужного гена, определяющего появление признака в родителе, пока непонятно.

Исследование породило волну дискуссий в научном мире, так как полученные данные противоречат современным представлениям о наследственности и, возможно, могут быть распространены и на наследуемость в естественных условиях у человека и животных.

<4>Кроме того, если предварительные результаты подтвердятся, придется пересмотреть механизмы возникновения некоторых заболеваний, таких, например, как диабет или бесплодие. А по словам руководителя исследования Мину Рассулзадегана из INSERM, оно «в конечном счете поможет нам понять, почему мы все так сильно отличаемся друг от друга». В то же время Пол Солоуэй из Корнелльского университета, комментируя открытие, заметил, что «наиболее интригующая возможность состоит в том, что такие РНК могут управлять и другими, негенетическими путями наследования вроде метаболизма или поведенческого импринтинга».