Жизнь на бегу и без секса

Многие наверняка считают, что жить без секса невозможно. Однако «братья наши меньшие» подают нам характерный контрпример: мелкие беспозвоночные – коловратки класса Bdelloidea – уже 30 млн лет размножаются бесполым путем. Самцы у этого класса просто отсутствуют, а самки размножаются путем партеногенеза, при котором яйцеклетки вызревают без оплодотворения. Столь несовершенный способ размножения должен был давно уже привести к вымиранию класса, однако коловратки продолжают существовать, поправ все известные закономерности.

Американские ученые выяснили причину такой эволюционной устойчивости коловраток. Оказалось, что у них сформировался оригинальный механизм избегания опасности: в присутствии патогенного фактора они полностью обезвоживают свой организм – так, что их уносит от неблагоприятных условий ветер. Исследование публикует Science.

Основная причина предполагаемой эволюционной неустойчивости коловраток Bdelloidea – их неспособность обмениваться генами.

Фактически последующие поколения являются точными клонами предыдущих, поэтому их генетическое разнообразие сильно ограничено. Следуя логике эволюции, такие организмы давно должны были исчезнуть под действием паразитов и патогенных факторов. Однако они не только не исчезли – они развивались, и сейчас в мире насчитывается до 450 видов коловраток Bdelloidea.

Эти небольшие животные – их размер не превышает 2 мм – при высыхании становятся такими легкими, что ветер легко переносит их на большие расстояния. Чтобы вернуться к жизни, им нужно лишь снова попасть в пресную воду – и жизнеспособность их организма восстановится.

Традиционно считается, что основная функция полового размножения – возможность смешивания генов родителей для получения генетически разнообразного потомства. Генетическое разнообразие позволяло новым поколениям успешно давать отпор паразитическим организмам и патогенным факторам.

Коловратки Bdelloidea, не обладая необходимым генетическим разнообразием, просто убегают от паразитов с помощью ветра. По этой причине асексуальность коловраток не мешает им оставаться устойчивыми к агрессивным факторам окружающей среды.

Открытие механизма выживания коловраток имеет значение и в контексте теории эволюции. Теперь понятно, почему в наше время половое размножение почти вытеснило остальные механизмы: более крупные и сложные организмы не могут эффективно уклоняться от опасности и вынуждены ей противостоять.

Чтобы подтвердить эволюционную неустойчивость коловраток, исследователи заразили подопытную популяцию смертельным грибком – вся популяция вымерла в течение нескольких недель.

После этого другую инфицированную популяцию подвергли обезвоживанию и погружали в воду порциями через разные промежутки времени. Выяснилось, что коловратки куда более устойчивы к обезвоживанию, чем паразитировавшие на ней грибы. Чем более долгим был период обезвоживания, тем более эффективной была дезинфекция коловраток, и тем более высоким был процент выживших животных.

В ходе второй серии экспериментов обезвоженных дезинфицированных коловраток помещали в ветряную камеру. Опыт показал, что коловратки способны улетать по ветру, освобождаясь от паразитов. После семи дней нахождения в ветряной камере освободиться от паразитов смогла значительная часть коловраток. Столь же эффективным было обезвоживание в течение трех недель.

Таким образом, комбинация обезвоживания и перелета по ветру на расстояния, измеряемые тысячами километров, эффективно дезинфицирует коловраток.

Фактически для коловраток эволюция – это игра в прятки-догонялки. Они физически убегают от опасных паразитов. Это «эксклюзивный» механизм противостояния паразитам, который не воспроизводит ни один другой организм на Земле.

Рожденные побеждать

— 3.02.10 13:59 —

ТЕКСТ: Николай Городецкий

ФОТО: REUTERS

Человек может стать звездой спорта, если его день рождения пришелся на удачное для этого время. Такой вывод, который уже не в первый раз предается огласке, следует из научного исследования, которое провел Эдриан Барнетт из Института здоровья и биомедицинских инноваций при Университете Квинсленда (Австралия).

Результаты этой работы опубликованы в книге «Анализ сезонных данных по здравоохранению». В ходе исследования были изучены даты рождения игроков профессиональной Австралийской футбольной лиги (AFL). Обратим внимание, что речь идет не о любимом большинством людей в мире футболе с круглым мячом (соккере), а о том виде спорта, который в России принято называть американским футболом (только в Австралии в него играют немного по другим правилам).

Оказалось, что непропорционально много игроков AFL имеют дни рождения в первые месяц года и очень мало – в последние месяцы, особенно в декабре. Ученые связывают этот факт с тем, что дети, которые родились в начале года, старше и более физически развиты, чем их одноклассники, которые родились позже. А в футболе очень важен такая характеристика игроков, как рост, и за счет этого они добиваются больших успехов. «Те, кто родился в январе, почти на год старше своих одноклассников, которые родились в декабре. Поэтому то, когда вы родились, 31 декабря или 1 января, может оказаться судьбоносным», – утверждает Барнетт.

Ученый отмечает, что его результаты сходятся с выводом других исследований, согласно которым родившиеся в начале года люди чаще добиваются успеха в таких видах спорта, как футбол, хоккей, волейбол и баскетбол.

«Газета.Ru» приводит даты рождения некоторых известных спортсменов, в том числе и российских, которым вскоре предстоит защищать честь страны на Олимпийских играх в Ванкувере.

Илья Ковальчук (Россия, хоккей) – 15 апреля