Рекомендуем

http://soyuzproektstroy.ru/ soyuzproektstroy.ru/ http://soyuzproektstroy.ru/

Татуированная амазонка

В среду стало известно, что в Перу найдена уникальная татуированная мумия. Археологи надеются, что находка позволит пролить свет на загадочную цивилизацию моче, которая существовала на севере современного Перу в 100–800 годах н. э.

Мумия молодой татуированной женщины племени моче найдена в гробнице рядом с вершиной пирамиды Уака Као Вьехо, расположенной неподалеку от города Трухильо. Возраст находки оценивается более чем в 1500 лет. Как предполагают ученые, женщину принесли в жертву, так как на ее шее еще сохранились остатки веревочной петли.

Судя по обнаруженным золотым украшениям, девушка занимала высокое положение в своем племени.

Рядом с телом ученые нашли богатейший набор погребальных приношений. В частности, множество золотых предметов, от золотых швейных игл до роскошных драгоценностей. Но главным сюрпризом для археологов стала находка боевых дубинок и 23 копьеметалок. Возможно, погребенная была женщиной-воином, а возможно, дубинки – погребальный дар от мужчины. Возможен и еще один вариант: дубинки – символ власти, подобно скипетру русских царей или булавы украинских гетманов.

Это первое подобное захоронение, относящееся к цивилизации моче. Благодаря удивительной сохранности ученые уже сравнивают находку по значимости с обнаружением мумии Тутанхамона.

«Такое впечатление, будто ее похоронили вчера. Никакая информация не утеряна», – восхищаются ученые Калифорнийского университета, которые совместно с перуанскими коллегами проводили раскопки.

Исследование мумии показало, что на протяжении жизни женщина успела родить минимум один раз. Но достоверную причину смерти ученые пока не называют. Даже время смерти названо приблизительно – 450 год н. э.

Археологи надеются, что после детального изучения мумии и погребального инвентаря станет значительно яснее роль женщин в обществе и религии цивилизации моче. Недавно обнаруженные погребения двух жриц этого народа показывают, что, скорее всего, в ритуальной жизни древней цивилизации женщины играли ключевую роль. А теперь вообще высказываются предположения о матриархальном устройстве данного общества.

Татуированные мумии находили и в России. Около десяти лет назад на алтайском плоскогорье Укок археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся татуированную мумию девушки 25 лет, с легкой руки журналистов получившей прозвище Алтайская Принцесса. К сожалению, спекуляции на Алтайской Принцессе теперь сильно затрудняют работу археологов. Принцессе подобрали имя – Кадын. Дошло до того, что Принцессу стали считать прародительницей алтайского народа, несмотря на то что, по исследованиям ученых, Кадын оказалась девственницей.

Птицеящер как змея

Очередная находка, важная палеонтологам для понимания эволюции ископаемых животных в целом, сделана в Китае. В северо-восточном регионе этой страны, в провинции Ляонин, на территории которой палеонтологами была сделана не одна выдающаяся находка, на этот раз ученые обнаружили останки одного из мелких динозавров. На первый взгляд, обнаруженный экземпляр был похож на родственника птиц из семейства дромеозавриды, рода микрораптор.

Но более пристальное изучение останков древнего зверя, результаты которого опубликованы во вторник в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что он является очень интересным экземпляром. В работе принимали участие китайские и американские ученые.

Палеонтологи определили, что найденный динозавр, который жил 128 млн лет назад, является не микрораптором, а представителем рода Sinornithosaurus.

Название этого рода представляет собой сочетание латинских и греческих слов, которое можно перевести «китайский птицеящер».

Это название дает наглядную характеристику типичному представителю рода, который обладал как мощными конечностями с большими острыми когтями, позволяющими хватать добычу и крепко цепляться за деревья, так и перьевым покровом. Правда, крыльев у Sinornithosaurus не было, и они, по-видимому, не летали, как птицы.

Но главное открытие ученым удалось сделать благодаря хорошо сохранившейся челюсти окаменелой особи. В костях верхней челюсти оказались характерные углубления, которые специальным каналом были связаны с бороздками на крупных клыках динозавра. Подобная система хорошо знакома биологам, ведь таким образом устроен ядоносный аппарат у змей.

Ученые сделали вывод, что изучаемый ими динозавр использовал яд в процессе охоты за добычей.

«Мы считаем, что это очень важное открытие», – заявил один из авторов работы Ларри Мартин, профессор Канзасского университета (США).

Комментируя свою работу, ученый рассказал, что это животное было размером не больше метра, в целом похоже на индейку, и все-таки является близким родственником микрораптора. Скорее всего в процессе охоты яд, введенный Sinornithosaurus своей жертве, не убивал ее, а на некоторое время парализовал, что позволяло охотнику сделать с ней все, что ему было необходимо: или отнести домой, или съесть на месте.

«Видимо, Sinornithosaurus атаковал свою жертву со спины, с нижних веток деревьев, – рассказал еще один автор работы, Дэвид Бернем. – Так было значительно легче укусить свою жертву и ввести ее в состояние шока».

Ранее ученым были известны два представителя рода Sinornithosaurus. Самый первый, S. millenii, был открыт в 1999 году. Через пять лет был открыт S. haoiana, отличающийся от S. millenii особенностями черепа и бедер. Почти наверняка дальнейшие исследования в провинции Ляонин позволят найти новых выдающихся особей древнего животного мира.