Задворки Сатурна забиты спутниками

В минувшие выходные NASA опубликовало целую серию новых снимков из окрестностей Сатурна, переданных зондом Cassini. На самом эффектном кадре в перспективе выстроились маленький спутник Эпиметей (116 км в поперечнике), туманное изображение гигантского спутника Титана (5150 км) и колец A и F Сатурна с щелью Энке шириной 325 км.

Снимок сделан с расстояния 667 000 км от Эпиметея и 1,8 млн км от Титана узкоугольной камерой, установленной на зонде.

Также Cassini передал новый снимок спутника Сатурна – Япета (диаметр спутника – 1468 км) с разрешением кадра 9 км на пиксель. На этом изображении видны детали области Кассини – темного района на спутнике, включающего в себя область ударного воздействия размером около 400 км. Ученые спорят относительно того, какая сила могла затемнить часть поверхности спутника, и надеются на то, что изучение снимка прольет свет на загадку Япета.

Кроме Эпиметея и Япета Cassini сфотографировал спутник Рею и передал интересную фотографию спутника Дионы, освещенного отраженным от Сатурна солнечным светом. Такой эффект на Земле наблюдается в виде пепельного света Луны.

Прибытие Cassini в окрестности Сатурна совершило революцию в изучении этой планеты. За время пребывания на орбите кольценосной планеты аппарат открыл 16 новых спутников. Кроме того, переданные зондом снимки предоставили ученым доказательства того, что внутри колец Сатурна вращаeтся около 10 млн неоткрытых спутников. Правда, самих спутников не видно, но они оставляют свой след в кольцах – пропеллерообразные черточки.

Больше всего внимания Cassini уделяет Титану. Помимо высадки спускаемого аппарата Huigens на поверхность спутника за время работы на орбите Сатурна зонд должен совершить почти полсотни сближений с Титаном. Во время последнего пролета Cassini мимо Титана аппарат обнаружил интересные структуры . 30 апреля аппарат пролетал над окраиной «материка» Ксанаду, до сих пор не исследованного радаром. Исследование выявило несколько новых, крайне интересных деталей, в том числе две кольцеобразные структуры, похожие на кратеры или вулканические кальдеры.

12 мая 2006 года NASA распространило новые картинки с Титана. Закончившаяся обработка полученных еще в октябре 2005 года радарных изображений показала: на Титане есть множественные дюны.

Еще раньше на Титане обнаруживали светлые и темные участки. Специалисты NASA несколько растерянны: «Так же выглядит радарная картинка какой-нибудь пустыни в штате Аризона». Как полагают ученые, единственное, что роднит дюны Титана с земными, – механизм образования. Пока что не совсем понятен механизм образования песка на Титане. Он может образовываться как результат эрозии твердого водяного льда под воздействием метановых осадков или оказаться твердой органикой, образующейся в атмосфере под действием фотохимических процессов.

Самыми интересными «песчаными» объектами пока что стали «кошачьи царапины» – темные дюны высотой до 100 м и длиной до полутора тысяч км.

«Газета.Ru» продолжает следить за окрестностями Сатурна глазами зонда Cassini.

Сначала бабочки – потом цветочки

Совместная эволюция – важный аспект развития всех царств природы. При этом явлении два вида (или в более широком смысле, таксона) взаимодействуют, а развитие одного из таксонов стимулирует развитие другого. Совместно эволюционировали например растения и бактерии, живущие на них. Еще один классический пример этого явления – взаимодействие цветковых растений и насекомых. Бурное развитие покрытосеменных в меловом периоде, 100–65 млн лет назад, способствовало развитию насекомых (их питательная среда расширилась), но цветковые не могли существовать без развивающегося разнообразия маленьких опылителей. Однако теперь в историю совместной эволюции цветковых растений и насекомых вписана новая страница.

Оказывается, насекомые научились пить нектар и, возможно, переносить пыльцу для опыления задолго до появления покрытосеменных растений.

Это исследование опубликовано в последнем номере Science.

Традиционно считалось, что господствовавшие на Земле до цветковых растений голосеменные (они существуют и сейчас: например все хвойные растения) опылялись ветром. Расцвет голосеменных пришелся на раннюю и среднюю мезозойскую эру (триасский и юрский периоды, 250–140 млн лет назад), они пришли на смену папоротникам. Современная теория опыления ветром соответствует строению репродуктивной системы голосеменных: насекомому весьма трудно забраться внутрь цветка-шишки.

Но не для всех насекомых такие пространственные затруднения были серьезными. Наличие длинного сосущего хоботка позволяет успешно справиться с этими трудностями. Ученые обнаружили насекомых, которые действительно питались пыльцой голосеменных еще в юрский период – это скорпионницы (род Mecoptera). Исследование ископаемых остатков 11 видов скорпионниц показало, что основным элементом их рациона уже 160 млн лет назад являлась пыльца голосеменных растений. Строение их хоботка и его длина позволяли им питаться секретами четырех типов ископаемых растений: птеридоспермы (семенные папоротники), хвойные, гинкговые, и гнетовидные.

Сейчас скорпионницы существуют в природе, но являются скорее реликтами, как и например гинкговые растения, которыми они питались. Их расцвет пришелся на юрский и меловой периоды, а сейчас их видовое разнообразие сократилось на порядки.

Кроме того, был проведен химический анализ изотопов углерода и азота в ископаемых остатках скорпионниц. Он показал, что основу их питания составлял «нектар» голосеменных растений. Такой тип питания определял их участие в опылении. Однако для голосеменных этот тип опыления не был особенно важен: они с успехом опылялись ветром, поэтому механизм не получил широкого распространения и не оказал значительного влияния на эволюцию обеих частей цепи.

Через десятки миллионов лет – с появлением покрытосеменных – опыление с помощью насекомых стало играть определяющую роль в развитии растений.

Таким образом, «хорошо забытый старый» метод был извлечен из кладовых природы и заработал в полную силу. Цветковые растения и насекомые как бы подстегивали друг друга в развитии, так как напрямую зависели друг от друга, чего не было в случае опыления голосеменных.

Это открытие подтверждает гипотезу о спиральном развитии живого мира на Земле. Определяющий эволюцию механизм не появляется ниоткуда и не является принципиально новым: зачастую он уже опробован природой на других объектах и лишь вновь повторяет попытку. Мы же видим «цепь», а не «спираль» развития, так как человеческому глазу заметны лишь успешные попытки реализации метода, неудачи же остаются за бортом эволюции и потому трудно регистрируемы.