Свинья разобрана до пятачка

Одно из самых близких к человеку домашних животных – и в фигуральном, и в материальном смысле – домашнюю свинью «разобрали по кирпичикам». Ученые опубликовали черновик расшифровки генома домашней свиньи. По условиям финансирования эксперимента, эти данные будут полностью открытыми, чтобы специалисты со всего мира могли использовать их в медицинских, агротехнических и генетических исследованиях.

Эксперимент проводился на свиньях породы дюрок (сальная порода свиней, которую разводят в США) с фермы университета Иллинойса. Дюрок – одна из пяти самых распространенных пород домашних свиней, всего же таких пород около двухсот.

На данный момент расшифровано более 98% генов свиньи дюрок.

Изучение генома свиней важно по двум причинам. С одной стороны, эти животные являются важнейшим элементом питания человека. С другой – по многим параметрам организм свиньи близок к человеческому, поэтому свиней часто используют как модель человека при изучении заболеваний и при тестировании лекарств. Кроме того, дикие свиньи – предки домашней свиньи – до сих пор существуют, поэтому дальнейшее изучение их ДНК позволит выявить генетические проявления такого интересного процесса, как одомашнивание.

Эксперимент по расшифровке генома продолжался около 20 лет и стоил, в общей сложности, около $24,3 млн.

По условиям участия в нем, полученные данные являются общими, у них нет приоритета авторских прав и ограничений по использованию.

Сейчас завершается лишь «техническая» часть работы – собственно расшифровка. После нее наступит стадия анализа данных. Ученые надеются точно выделить фрагменты ДНК, отвечающие за репродуктивные функции свиней, иммунную систему и другие важные физиологические процессы. Кроме того, совершенствование пород свиней для той или иной цели можно будет проводить с учетом генетических данных.

Планируется широкое исследование генетических предпосылок болезней свиней. Эти данные могут не только помочь избежать эпидемий среди этих животных, но и бороться с болезнями человека, которые весьма схожи. Например паразит свиньи – свиной цепень – более опасен для человека, чем бычий цепень. Бычий цепень воспринимает человека лишь как промежуточного хозяина, а свиной – из-за сходства пищеварительных систем – как основного. У человека и свиньи близкие системы физиологии, поведения и пищевых нужд. Поэтому расшифровка генома свиньи должна дать ключ к детальному изучению сердечно-сосудистых, легочных, гастроэнтерологических и иммунных заболеваний людей.

Не обойден, конечно, вниманием и пресловутый «свиной» грипп. Хотя он передается от человека к человеку, и заразиться им при употреблении свинины в пищу нельзя, изучение генетических корней этого заболевания у свиней все же может помочь в разработке вакцины.

Крошка на пять миллионов

Пока полушуточная теория о невозможности запуска БАК работает как часы: запуск коллайдера вновь «споткнулся», и вновь виноват человеческий фактор. Сложная система охлаждения сверхпроводящих магнитов коллайдера оказалась под угрозой из-за попавшего в нее … куска французской булки, написала вчера вечером The Times.

Проект стоимостью более €5 млн был приостановлен более года назад, когда произошла мощная авария системы охлаждения: часть жидкого гелия из нее вылилась прямо в тоннель на глубине 100 м, где смонтировано оборудование. Причиной аварии стал разрыв в соединении магнитов, поэтому за год техники заменили все аналогичные соединения и дополнили систему безопасности оборудования для предотвращения новых аварий.

В последние месяцы работы по запуску шли по графику, и ученые были полны оптимизма.

Сверхпроводящая система была готова около двух недель назад, а неделю назад в БАК впервые были запущены пучки частиц.

Однако в четверг утром сотрудники одной из лабораторий центра заметили, что температура охлаждающей системы магнитов начала подниматься.

Обследование системы показало, что в ней находится инородное тело. Техники обнаружили, что работе высоковольтного оборудования, которое снабжало охлаждающую установку, препятствовал неизвестно как туда попавший кусок хлеба.

Охлаждающая система – одна из самых важных частей БАК. Она способна поддерживать температуру 1,9 К (-271,1 градус Цельсия), при которой сверхпроводящие магниты успешно функционируют и способны разгонять частицы в системе до сверхвысоких тераэлектронвольтных энергий.

В пресс-службе CERN «Газете.Ru» подтвердили факт инцидента, однако отметили, что происшествие не является серьезным и никак не повлияет на график запуска коллайдера.

«Действительно, в четверг утром было отмечено небольшое повышение температуры в двух секторах охлаждающей системы. Мониторинг ситуации показал, что оно было вызвано появлением инородного тела в высоковольтном оборудовании. Мы не знаем, как оно туда попало, и сами очень удивлены. Однако такая ситуация эквивалентна краткому отключению электроснабжения системы и является абсолютно штатной. В этом случае срабатывают системы резервного питания, оборудованию не наносится никакого вреда. Сегодня ночью на двух «нагретых» сегментах была восстановлена рабочая температура, и подготовка к запуску коллайдера идет полным ходом», – рассказала сотрудница пресс-службы.

Хлеб находился на шине электропитания – соединительном проводе внутри одного из восьми наземных сооружений 27-километрового кольца коллайдера, на швейцарской стороне.

Коллайдер – очень большая и сложная система, поэтому контролировать его безопасность непросто. Сам «прибор» находится на глубине 70–100 м на территории двух стран – Швейцарии и Франции. Для работы системы охлаждения и магнитов необходимо огромное количество электроэнергии, которая также поступает с территорий двух стран. Основное электроснабжение осуществляет Франция, так как там электроэнергия дешевле, чем в Швейцарии. Серьезных сбоев электроснабжения пока не случалось, но, как показал вчерашний случай, система вполне готова к такой форс-мажорной ситуации и она не принесет серьезного ущерба.