Миллион голубых роз

— 21.10.09 09:39 —

ТЕКСТ: Николай Городецкий

ФОТО: XINHUA

Теперь для того чтобы наслаждаться видом голубых роз, не нужно будет подливать в воду чернила. Японские селекционеры объявили о том, что их работы по выведению сорта роз с лепестками голубого цвета, продолжавшиеся 16 лет, успешно завершились. Презентация нового сорта роз, который был получен с помощью генной инженерии с внедрением генов анютиных глазок, прошла в Токио. До этого считалось, что вырастить голубые розы невозможно из-за отсутствия в лепестках роз соответствующих ферментов.

Новый вид роз получил название Suntory blue rose Applause, так как был разработан учеными известной японской компании-производителя напитков Suntory. Разработка велась в рамках стартовавшего в 1990 году проводимого компанией проекта «Осуществи невозможное».

«Пришло время, когда символ неосуществимой мечты – голубые розы – можно взять в руки», – приводит РИА «Новости» слова представителя компании на презентации роз.

Новые цветы скоро появятся в доступной продаже в Японии. Ожидается, что розничная цена одной розы составит $20–30. До конца года компания рассчитывает продать шесть тысяч штук, а к 2011 году продавать 200 тысяч штук в год.

Полюбоваться голубыми розами можно в фотогалерее.

Лучше с кем-то, чем с собой

«Зачем заниматься сексом с кем-то, если можно иметь секс с самим собой?» – таким неожиданно интригующим вопросом начинается представление одной из статей нового номера журнала Nature, вышедшего в четверг. Однако данная публикация вовсе не затрагивает вопросы половой жизни человека и посвящена исследованиям, результаты которого способствуют лучшему пониманию ряда вопросов эволюционной биологии – раздела биологии, который изучает происхождение видов, наследственность, изменчивость признаков, размножение и разнообразие форм.

В частности эволюционисты пытаются понять, почему некоторые виды животных и простейших организмов предпочитают разнополое размножение самовоспроизводству по аналогии самоопыления у ряда растений.

Для того чтобы прояснить этот вопрос, ученые Университета штата Орегон (США) провели исследования процесса размножения у червей нематод C.elegans.

Эти черви являются известными «помощниками» биологов в их научных изысканиях. Причина этого – в коротком жизненном цикле нематод (в среднем один червь живет около трех дней), небольшом размере (их длина не превышает 1,5 миллиметра) и достаточно простой структуре (это первый многоклеточный организм, чей геном был расшифрован). Кроме того, одна нематода в среднем производит 300–350 потомков, что позволяет биологам в полной мере наблюдать процесс размножения и эволюции этих червей.

Размножение у C.elegans происходит достаточно необычно. У нематод этого вида два пола: один – мужской, а второй пол представляет собой гермафродитов, то есть это самки, которые имеют способность сперматогенеза.

Гермафродиты могут размножаться как вследствие спаривания с самцами, так и в результате самовоспроизводства.

В ходе работы ученые провели порядка сотни экспериментов, изучая размножение и эволюцию нематод, живущих в различных биологических средах. Оказалось, что в результате самовоспроизводства у C.elegans повышалась восприимчивость к генетическим мутациям. Потомство же, полученное в результате спаривания гермафродита с самцом, оказывалось более здоровым и значительно лучше адаптировалось к изменениям окружающей среды.

«Неспособность потомства, появившегося вследствие самовопроизводства, адаптироваться к изменениям среды обитания объясняет, почему его представители имеют смертность гораздо больше, чем у тех червей, которые появились на свет в результате разнополого скрещивания», – поясняет один из авторов работы, Леви Моррэн.

Вопрос роли особей мужского пола в эволюции видов, которые имеют возможность самовоспроизводства, был довольно спорным, так как самцы не производят потомства и в какой-то степени являются бесполезными.

Но исследования нематод C.elegans доказывают, что это не так.

Генетическое разнообразие, которое обеспечивается самцами, позволяет следующему поколению организмов жить настолько «долго и счастливо», насколько эти понятия могут быть применены к червям. И это, считают авторы работы в Nature, объясняет, почему разнополое размножение в разных природных популяциях является скорее правилом, чем исключением.