Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Молчание – знак сосания

Соска, детская бутылочка с молочной смесью или просто пальчик – сосание, первый способ получения пищи для младенцев, служит также для того, чтобы малыш успокоился. Зигмунд Фрейд трактует удовольствие от сосания как первое сексуальное наслаждение ребенка: этим объясняется и привычка ребенка к сосанию (даже когда оно не означает прием пищи), и успокоительный эффект. Однако сам Фрейд ограничивает так называемую «оральную стадию» развития сексуальности возрастом ребенка до одного года. После этого малыш, по мнению Фрейда, переходит в «анальную стадию», в которой он уже более сознателен и социализируется.

Так или иначе, очевидно, что сосание пустышки может быть выходом, чтобы успокоить грудного младенца, но не ребенка двух лет. Однако современные родители часто идут по пути наименьшего сопротивления и не торопятся избавлять своих детей от младенческих привычек, таких как подгузники или соска.

Такое поведение нельзя назвать безопасным. Чилийские медики установили, что,

если привычка сосания у ребенка становится длительной и устойчивой, это повышает риск расстройств речи в более позднем возрасте – перед поступлением в школу.

Таким детям сложнее четко выговаривать некоторые звуки, а также упрощать произношение. Результаты исследований опубликованы в журнале BMC Pediatrics.

Чилийская группа Клариты Барбоса в соавторстве с учеными из Университета Вашингтона (США) наблюдала группу из 128 детей в течение двух лет (в начале эксперимента им было по три года, в конце – по пять). Перед началом исследования их родители рассказали врачам о том, как ели их дети в младенчестве и сильно ли у них были развиты сосательные привычки. После этого они провели оценку развития речи у детей. Выяснилось, что дети, которые не использовали детскую бутылочку с соской до возраста 9 месяцев, реже имели проблемы с речью. Сильнее всего – в три раза – риск развития речевых расстройств повышала длительная привычка к сосанию. Эти проблемы возникали у детей, родители которых не отучили их от соски или сосания пальца к возрасту трех лет.

Врачи отмечают, что родители должны, по возможности, предотвращать развитие сосательных привычек, не связанных с грудным вскармливанием. Это замечание тем актуальнее, что в последние десятилетия, по статистике, использование детских бутылочек и сосок возросло в разы.

Кроме вреда речевому аппарату, привычки сосать пальчик могут негативно сказаться на анатомии рта, челюстей и зубов. Впрочем, эта идея не нова. Вспомните, как Ретт Батлер, идеальный отец девочки Бонни из «Унесенных ветром», спрашивал у строгой миссис Мерриуэзер: «Бонни сосет свой пальчик, и я не знаю, что делать». Пожилая матрона ответила: «Нужно отучить ее, или это испортит форму ее рта!»

Авторы статьи также рассматривают свои наблюдения как подтверждение того, что более длительное грудное вскармливание полезно для младенцев.

Предполагается, что оно способствует развитию правильного дыхания, механизма глотания, а также артикуляции речи. Они отмечают, однако, что предположение о необходимости длительного вскармливания является лишь рекомендацией, основанной на наблюдениях, а не четким правилом, подтвержденным научным экспериментом.


Зубы вывели человека из леса

Происхождение человека остается темой, которая неизбежно будет вызывать оживленные дискуссии, а новые археологические находки и их анализ будут приводить к тому, что взгляды на эволюцию, в результате которой появился человек, либо обрастут новыми подробностями, либо будут пересмотрены.

Один из спорных моментов происхождения человека связан с событиями, которые произошли приблизительно два миллиона лет тому назад в Африке. Принято считать, что в то время предки человека, жившие в лесах, переселились на открытые пространства с целью поиска пищи. В силу различных причин, главной из которых является изменение климата, растительной пищи перестало хватать на всех, и древним гоминидам пришлось отправиться на поиски другой еды, в том числе и мяса.

Лазанье по деревьям способствовало тому, что у предков человека были длинные, сравнимые по длине с ногами, руки, которыми они активно пользовались при перемещении, в том числе и по земле. Но в саваннах, куда пришлось переместиться гоминидам, цепляться руками не за что, поэтому они встали на ноги и распрямили спину.

Руки же оказались свободными для того, чтобы например взять камень и использовать его для добычи пищи.

Гоминиды так и сделали. Именно этот момент можно считать началом развития современной технологии. В результате произошло то, что кратко описывается распространенной фразой Фридриха Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Освоив изготовление каменных орудий, наши предшественники весьма неплохо устроились в африканской саванне.

Подобный рассказ о жизни гоминид пока еще можно прочитать чуть ли не в любом более или менее официальном школьном учебнике истории. Но в последние годы между учеными стал возникать спор: одни утверждали, что нет никаких признаков обитания гоминид в саванне, другие продолжали настаивать, что выход гоминид из леса на открытые территории имел место. Благодаря работе группы археологов во главе с Томасом Пламмером из королевского колледжа Городского университета Нью-Йорка, у последней точки зрения появились доказательства. Соответствующая статья опубликована в среду в журнале PLoS ONE

Ученые обнаружили в одной из саванн, в западной части Кении, следы пребывания там гоминид – в частности простейшие каменные орудия, относящиеся к так называемой олдувайской культуре, и останки древних животных, служивших пищей человеческим предкам.

Химический анализ почвы и зубов животных, обнаруженных археологами, показал, что гоминиды жили на этом месте в течение долгого времени.

Это свидетельствует о том, что переселение гоминид из лесистой местности на открытые травянистые территории все-таки было. Это переселение в итоге сыграло важную роль в антропогенезе. Гоминиды постепенно научились делать более сложные каменные орудия. Тем самым они развили свои физические возможности, начиная от строения конечностей и заканчивая остротой зрения, развились и их умственные возможности. В конечном итоге это и привело к появлению Homo sapiens – человека разумного.