Spirit нашёл череп марсианина

— 4.05.09 14:51 —

ТЕКСТ: Владимир Грамм

ФОТО: NASA/НЕИЗВЕСТНЫЙ МИСТИФИКАТОР

Марсоход Spirit передал на Землю изображение, на котором любители марсианских тайн и загадок разглядели череп двуглазого хищника. В нём видны глазницы и острый нос, а в черепной коробке, будь она таковой, хватило бы места для мозга, вполне приличного для животного таких размеров.

Как сообщает The Telegraph, размер «черепа» около 15 см, а «глазницы» находятся на расстоянии около 5 см друг от друга. На самом деле, конечно, это просто камень.

Это далеко не первая подобная находка. За прежние годы любители покопаться в снимках NASA сумели обнаружить на Марсе целый зоопарк из разного рода окаменевших животных.

А несколько лет назад нашли даже «череп гуманоида», разглядывающий небо из песка. У его ног, похоже, окаменел какой-то пудель (на фото).

Позднее, правда, выяснилось, что в случае с «черепом гуманоида» речь идёт не о настоящих камнях, напоминающих черепа земных животных, а об откровенной подделке: тот, кто первым выложил изображение «черепа» в интернет, немного изменил его, дабы оно больше походило на реальное.

Америка вернула Камчатку России

Геологи признали, что отнесение Камчатки к Северо-Американской плите – следствие так называемого «научного империализма» и отсутствия аргументов в пользу иных гипотез. В статьях, опубликованных в журнале Geology и в Бюллетене Американского геологического общества, ученые утверждают: Камчатка расположена на небольшом Охотском блоке, который вместе с Беринговым блоком «зажат» между тремя большими литосферными плитами: Тихоокеанской, Североамериканской и Евразийской.

«Идея, согласно которой Камчатка является частью Северо-Американской плиты, кажется, стала следствием «тектонического империализма», подкрепленного нехваткой данных», – сказала руководитель исследования Жоди Буржуа из Университета Вашингтона.

Тщательное изучение новых данных о цунами и землетрясениях в Камчатском регионе, а также полевые исследования позволили теперь опровергнуть существовавшее до сих пор заблуждение.

Международная группа ученых, в которую помимо американских геологов входили специалисты из Китайской академии наук и Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН на Камчатке, провела на полуострове восемь полевых сезонов, исследуя прибрежный ландшафт его северной части. Кроме того, команда геологов основательно изучила данные по землетрясению 1969 года с магнитудой 7,7. Выводы, сделанные исследователями на основании новых данных, подтвердились и изучением последних землетрясений 21 апреля 2006 года (магнитуда 7,7) и 29 апреля (магнитуда 6,6).

Как представляется теперь, регион, где расположена Камчатка, представляет собой тектоническую группировку трех крупных литосферных плит: Тихоокеанской, Североамериканской и Евразийской и двух малых тектонических блоков: Охотского и Берингова.

Судя по всему, под воздействием трех плит-гигантов Берингов блок еще и вращается. Все это активно воздействует на Охотскую плиту, что приводит к активной сейсмической активности в регионе и воздействует на рельеф Камчатки.

Новое исследование в очередной раз показывает слабую изученность и бóльшую, чем считалось, сложность геологических процессов, происходящих сейчас на Земле. А предсказание землетрясений (или хотя бы оценка их вероятностей) по-прежнему не имеет высокой достоверности.

После разработки в 1960-х годах теории литосферных плит казалось, что все достаточно просто. Стало общепринятым считать, что самые сейсмически активные участки нашей планеты находятся в зонах субдукции. Однако катастрофическое землетрясение, приведшее к цунами в Индонезии, не вписалось в схемы ученых.

Геологи честно признают: «Мы не знаем, как предсказать мощность землетрясения, и не должны недооценивать вероятность его возникновения. Пока мегаземлетрясения по-прежнему остаются сюрпризами».