Обама – калоплака

— 16.04.09 11:43 —

ТЕКСТ: Артём Тунцов

ФОТО: J.LENDEMER

Ленин – гриб. Обама – лишайник.

Имя американского президента теперь носит симбиоз грибов и водорослей, растущий на острове Санта-Роса у берегов Калифорнии. Калоплакой Обамы, или Caloplaca obamae на латыни, новый вид лишайника назвал биолог Керри Кнудсен, работающий куратором гербария Университета Калифорнии в Риверсайде.

По словам Кнудсена, таким образом он решил выразить свою благодарность 44-му президенту США за поддержку науки и образования. Статья с описанием нового вида лишайника опубликована в последнем номере Opuscula Philolichenum.

«Я занимался сбором последних образцов C. obamae в напряжённые завершающие недели президентской кампании Обамы, а статью написал в дни всеобщего воодушевления по поводу его победы, – объясняет Кнудсен своё решение. – На самом деле последний вариант статьи я дописал как раз в день его инаугурации».

Калоплака Обамы представляет собой относительно редкий вид калоплак, растущих не на деревьях и камнях, а прямо на почве.

У президентского лишайника рыжеватый цвет и драматическая история: за последний век он едва не исчез с лица Земли. В середине XIX века люди завезли на Санта-Росу овец и крупных копытных, в том числе лосей и оленей. И как раз лоси и овцы чуть не вытоптали калоплаку Обамы в небытие.

Сейчас овец с острова уже полностью убрали, однако споры о том, должны ли вслед за ними уйти дикие животные, продолжаются. Возможно, спасение лишайника с именем Обамы станет ещё одним аргументом в пользу восстановления исконной экосистемы острова.

В биологии давать названия новым видам может любой первооткрыватель в статье, описывающие новый вид или род. Иногда учёные для поддержки своих исследований даже проводят аукционы, на которых продают честолюбивым меценатам право назвать новое животное или растение. Дороже всего, под сотню тысяч американских долларов, таким образом была продана одна из южноамериканских обезьянок.

Нет ничего нового и в использовании имён ныне живущих политиков для наименования новых видов. Не так давно пара американских энтомологов дала новооткрытым видам навозных жуков имена Джорджа Буша и Дональда Рамсфельда. Как не то в шутку, не то в серьёз уверяли учёные, они ни в коем случае не хотели обидеть республиканцев, потому что и сами придерживаются относительно консервативных взглядов.

Корейские щенки светят в темноте

— 24.04.09 10:46 —

ТЕКСТ: Владимир Грамм

ФОТО: ЛИ БЁН ЧХУН

В Корее родились 5 щенков, светящихся рубиновым светом под ультрафиолетовым облучением. Первым трансгенным щенком со встроенным в геном кодом флуоресцирующего белка стала Раппи (от английского Ruby Puppy, «рубиновый щенок»). Описание эксперимента опубликовано в журнале Genesis.

Пять биглей были созданы в лабораториях Сеульского национального университета под руководством профессора Ли Бён Чхуна, участвовавшего в клонировании первой собаки в 2005 году вместе со знаменитым и скандально известным корейским биотехнологом Хван У Суком, сообщает New Scientist.

Чтобы создать Раппи и её сестёр, учёные перенесли в собачью яйцеклетку ядро фибробласта (клетки кожи), в хромосомы которого с помощью вируса был вставлен ген красного флуоресцентного белка, который вырабатывают актинии. Через неделю делений в чашке Петри яйцеклетки внедрили в матки суррогатных матерей для нормального вынашивания.

Эффективность процедуры оказалась небольшой – из 344 эмбрионов, имплантированных 20 сучкам, развиваться начали лишь 7. Одна беременность закончилась выкидышем, ещё один родившийся щенок умер после того, как его случайно укусила его собственная мать.

Оставшиеся пятеро отлично себя чувствуют и уже начинают приносить своё собственное – светящееся в свете дисколамп – потомство.

Канделябр повышает внимание

Улучшить внимание, память, концентрацию и прочие когнитивные способности можно практически в любом возрасте за счет систематических упражнений, взвешенного рациона и периодического массажа области шеи. Самый же простой и эффективный способ, правда не всегда самый безопасный, – это допинг: препараты, улучшающие кровоснабжение мозга или способствующие должной настройке нейронов.

Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и его коллеги пошли дальше:

гениальность у подопечных мышей они вызывали, засвечивая отдельные клетки коры головного мозга.

В основе их эксперимента лежит продемонстрированный в прошлом году феномен «оптической активации нейронов». Смысл достаточно прост: в геном клетки встраивают участок ДНК, кодирующий светочувствительный ионный канал, наподобие тех, которые есть в наших колбочках и палочках. Однако из-за большей «простоты» в подобных экспериментах используют опсины водорослей и бактерий, которые при засвечивании начинают пропускать ионы через мембрану, меняя тем самым ее потенциал. В результате обычный нейрон превращается в фоторецепторную клетку, но при этом сохраняет и все свои предыдущие функции, будь то возбуждение мышц или передача импульса другим нервным клеткам.

Эти вставочные нейроны и стали объектом для исследования Дейссерота, результаты которого опубликованы в Nature. В отличие от моторных, управляющих работой мышц, вставочные нейроны очень многообразны как по функции, так и по строению.

Особенно в коре больших полушарий: добрый десяток разных типов нейронов здесь упакован в шесть слоев.

Именно такая организация позволяет формировать сложные нейронные сети, не просто передающие, но и обрабатывающие информацию. И управляющую роль в этих сетях зачастую играют не активирующие нейроны, а тормозные, которые замедляют передачу импульсов и тем самым «концентрируют» сигнал.

В коре больших полушарий роль возбуждающихся элементов выполняют пирамидальные клетки, а роль ингибирующих – клетки-канделябры, богатые белком парвальбумином. Дейссероту и его коллегам впервые удалось избирательно активировать «канделябры» светом за счет вышеописанного феномена «оптического возбуждения». Результат проявился моментально: усилились гамма-волны (30–80 Гц) на электроэнцефалограмме, которые и считаются проявлением мозговой активности.

Ингибирование же клеток-канделябров эту самую гамма-активность резко снижало, приводя к появлению характерного шума, вызванного чрезмерным и нерегулируемым возбуждением пирамидальных и прочих клеток.

Этот шум замедляет проведение информации от органов чувств и другие мыслительные процессы, и наоборот – в его отсутствии внимание и когнитивные функции существенно возрастают.

Кристофер Мур из Массачусетского технологического института не без помощи Дейссерота смог продемонстрировать еще несколько интересных фактов. Авторам второй публикации в том же выпуске Nature удалось доказать положительный эффект оптически раздраженных «канделябров» на проведение электрических импульсов от рецепторов в основании мышиных усов. Кроме того, Мур, поочередно возбуждая несколько типов клеток, подтвердил, что ключевую роль играют именно эти парвальбумин-содержащие нейроны.

Обе исследовательские группы рассчитывают на скорое практическое применение общего открытия. Вскрывать череп друг другу и доводить собственный мозг до абсолютного совершенства ученые не собираются, а вот помочь шизофреникам, у которых страдают именно клетки-канделябры, – вполне. Ведь «активация канделябром» повышает производительность всей коры, а не только региона, отвечающего за распознавание игральных карт.