Интеллект зависит от шизоидного гена

Психиатры больницы Zucker Hillside при Институте медицинских исследований Файнштейна совместно со специалистами Гарвардского партнерского центра генетики и геномики в Бостоне получили свидетельство существования гена, который предположительно определяет интеллект. Исследование опубликовано 27 апреля в онлайн-версии журнала Human Molecular Genetics, на бумаге оно выйдет 15 мая.

Исследователи изучили препаттерны (кальки; blueprint) генома людей, больных шизофренией и другими психоневрологическими расстройствами, которые характеризуются ухудшеним процессов познания, и сравнили их с данными здоровых добровольцев.

Как оказалось, ген дисбиндин-1 (dysbindin-1, DTNBP1), который ранее тот же коллектив ученых успешно связал с шизофренией, также может задавать качество и особенности общей способности к познанию.

«Полученные данные заставляют предположить, что способности к познанию, особенно уровень интеллекта, складываются в значительной мере под влиянием генетических факторов», – комментирует главный автор исследования Кэтрин Бёрдик. По ее словам, ученым удалось выявить несколько изменений последовательности ДНК в пределах гена дисбиндин. И одно из них связывается с более низкой способностью к познанию в носителях опасного гена по сравнению с обследованными лицами, не имеющими такой генетической вариации, в двух контрольных группах.

Исследование охватило 213 неродственных пациентов белой европеоидной расы, страдающих шизофренией или шизоаффективными расстройствами, и 126 неродственных психически здоровых добровольцев. Сначала американские специалисты измерили уровень и характеристики интеллекта в разных аспектах деятельности, а затем проанализировали образцы ДНК участников исследования. Детально были изучены шесть изменений последовательности ДНК в гене дисбиндин, известных как единичный нуклеотидный полиморфизм (single nucleotide polymorphism, SNP). Выяснилось, что одна специфическая конфигурация SNP – гаплотип – связана с общей способностью к познанию как у больных шизофренией, так и просто у носителей этой модификации из контрольной группы, в отличие от неносителей.

Как считает главный эксперт Энил Мальхотра, ген дисбиндин, судя по полученным данным, предопределяет, какими будут способность к познанию и интеллект того или иного человека. Однако зацикливаться на одном гене не стоит. Его непосредственное поведение может объяснить не более 3% особенностей индивидуального разума, что подтверждает необходимость более универсальной модели, учитывающей прочие генетические и экологические факторы.

Несмотря на успех генетиков, до конца значение дисбиндина в центральной нервной системе на сегодняшний день неизвестно.

Ясно лишь, что его влияние заметно во всех ключевых областях мозга, связанных с познанием, в том числе с решением проблем, обучением, памятью и восприятием. Ученые предполагают, что дисбиндин может играть роль в коммуникации нервных клеток в этих структурах и помогать им в обеспечении собственного выживания. В конечном итоге изменения в генетически «нормальном» дисбиндине на стадии формирования генома могут послужить помехой во взаимодействии клеток мозга и не защищать их от гибели, что негативно действует на познание и интеллект.

Собаке нехристианская смерть

Сколько бы ни боролась Русская православная церковь с «полуязыческими» обрядами, через две недели, на Пасху, многие россияне потянутся на кладбища, оставляя на могилах и крашеные яйца, и хлеб, и конфеты, и даже стопки со спиртным. Тысяча лет христианства не отменила странных подношений умершим родственникам, и конца этому не видно.

Однако обряды, которые через два с лишним века после массового обращения в христианство продолжали совершать венгры, куда интереснее.

На раскопках средневековой венгерской деревни Кана обнаружены более 1300 собачьих костей, принадлежавших по меньшей мере двум десяткам животных.

Археологи уверены, что речь идёт о жертвоприношениях, которые совершались перед началом строительства новых зданий – будь это простой крестьянский дом, замок богатого феодала или даже христианская церковь. Происходило всё в XIII веке.

Как сообщает National Geographic, загадочные захоронения были обнаружены случайно ещё в 2003 году в ходе рытья котлована для нового жилого комплекса на окраине Будапешта, окраиной которого Кана стала через много веков после описываемых событий.

Строители вызвали археологов, и те признали в обнаруженных костях скелеты 10 взрослых собак, закопанных в отдельных «могилах», и 4 щенков, трупы которых зачем-то были прикрыты перевёрнутыми котлами. Мистическое значение таких подробностей захоронения пока учёным не известно, однако они уверены, что жертвенные животные были призваны защитить деревню от злых духов.

Как рассказала ведущий автор работы Марта Дароци-Сабо из будапештского Университета имени Этвеша, ещё десяток собачьих скелетов удалось найти под фундаментами зданий.

По её словам, в средневековой Венгрии жертвенные животные почти всякий раз знаменовали начало и окончание строительных работ. Если жертву приносили в начале строительства, она обычно оказывалась вмурованной в фундаменте дома. Если же дело откладывали до новоселья, венгры часто ограничивались курицей, которой перерезали горло, впервые ступая на порог нового дома. Если же курицы было мало, на том же пороге вполне могли насмерть забить бездомного пса.

По словам Дароци-Сабо, средневековые венгры видели собаку двояко – как символ верности и как воплощение смертного греха зависти.

Кроме того, они совершенно по-разному воспринимали обычных бродячих собак и охотничьи своры своих богатых хозяев.

По словам коллеги Дароци-Сабо, археолога Ласло Бартошиевица из Эдинбургского университета, поразительно, что эти ритуалы всё ещё были распространены в самом сердце страны в XIII веке. Ещё в начале правления короля Иштвана I, обратившего Венгрию в христианство, все языческие обряды были напрямую запрещены.

Бартошиевиц надеется, что новая находка поможет разобраться в значении этих ритуалов. Впрочем, вряд ли кто-то из современных россиян, которые на Пасху принесут конфеты на могилы своих родных, смогут внятно объяснить, зачем они это делают.