Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Татуировка из симпатических чернил

Американцы решили проблему татуировок, остающихся на теле после окончания любовных романов. Чтобы не мучиться всю жизнь с именем экс-любимого человека в самых неожиданных местах, теперь можно нанести тату при помощи симпатических чернил.

Американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA) не оценивает безопасность красок, используемых в боди-арте. Потому что в основном татуировки опасны отнюдь не только тем, что могут надоесть, а избавиться от них практически невозможно. Главная опасность в том, что для нанесения татуировок нередко выбирают сажу, соли металлов и другие составы, обычно используемые в печати или для покраски автомобилей, например. Ядовитые вещества из пигментов могут просочиться в кровеносную систему, что приведет к длительному отравлению организма. Поэтому филадельфийская компания Freedom-2, по словам ее президента Мартина Шмига, и планирует ввести в мир татуировок краски, которые уже одобрены FDA и применяются в косметологии, пищевых продуктах, лекарствах и медицинском оборудовании.

Раньше и речи зайти не могло об использовании таких красок в татуировках, так как они с легкостью растворяются в организме. Иными словами, татуировка моментально рассасывается. Чтобы обойти препятствие, Рокс Андерсон из Центральной больницы штата Массачусетс в Бостоне придумала способ заключить краску в капсулы из полимера диаметром всего лишь 1–3 микрометра. Они достаточно маленькие, чтобы их можно было ввести под кожу и сформировать из них татуировку.

Такая татуировка легко удаляется одной-единственной лазерной обработкой. Лазерный луч безболезненно раскалывает бусинки, и капли краски стекают в клетки, поглощаясь ими полностью. Стандартные пигменты для татуировок тоже иногда удается отбелить – после серии как минимум из десяти облучений лазером. Но около половины существующих татуировок удалить в принципе невозможно – они могут только слегка побледнеть сами.


Ревущие сороковые уползут на полюс

Мощные ветра, превалирующие в средних широтах, и переносящие воздушные потоки с запада на восток, за последние 50 лет существенно сползли к полюсам. Примерно то же самое происходило 17 тысяч лет назад в конце ледникового периода: земля нагревалась, уровень CO2 возрастал, и весты южного полушария смещались к Антарктиде. Казалось бы, подобные «знания» не так уж и важны для действительности, если бы не последовательность, в которой происходили эти масштабные климатические изменения.

Роберт Андерсон из Колумбийского Университета и его коллеги показали, что в «прошлый раз» всё началось именно со смещения ветров, и только потом повысился уровень углекислого газа в атмосфере и началось глобальное потепление.

CO2, наполнивший атмосферу 17 тысяч лет назад, был освобождён вестами из заточения в глубоких слоях южного океана. Эти мощные ветра, максимально разгоняющиеся на сороковых широтах южного полушария, при небольшом сдвиге на юг оказались способными перемешать антарктические воды, хранящие достаточный запас парниковых газов.

До сегодняшнего дня считалось, что весты сместились в конце ледникового периода в результате положительной обратной связи: повышение уровня CO2 привело к небольшому потеплению, которое, в свою очередь, вызвало смещение ветров, вызвавших высвобождение и возрастание CO2, дальнейшее потепление, тоже приводящее к смещению.

Андерсон и соавторы публикации в Science, в отличие от всех предыдущих расчетных моделей, учли экспериментальные данные, полученные при изучении отложений силикатов, участвующих в обмене веществ диатомовых водорослей. В результате ученым удалось показать, что смещение ветров на юг было первичным, а уже потом произошли все вышеописанные изменения.

Сильнейшие южные весты проходят в нескольких сотнях километров к северу от океанического течения, ограничивающего Южный океан. Давление, оказываемое ветрами на океан, не только вносит свой вклад в течения, но и «выталкивает» воду из среднего слоя течения на поверхность океана, окружающего Антарктиду.

Последние 50 лет весты постоянно смещаются на юг, что усилило их влияние на антарктическое кольцевое течение и привело к большему перемешиванию океана.

В конце ледникового периода это смещение происходило в два этапа вместе с нагреванием самой Антарктиды. Пусковым же фактором могло стать ослабление океанических течений, переносящих тепло из всегда более горячего северного полушария в прохладное южное. Из-за неравномерности распределения энергии между двумя полушариями термальный экватор земли смещен к северу относительно экватора географического. В начале молодого дриаса, относительно незадолго до одного из двух упомянутых этапов смещения ветров, ледники и айсберги наполнили северные океаны пресной водой, значительно ослабившей течения, а следовательно – и обмен энергией.

В результате баланс тепла между двумя полушариями выровнялся, температурный экватор «сполз» к югу вместе с вестами.

Подобные изменения, хотя и в значительно меньших масштабах, происходят и сейчас с повышением уровня мирового океана. Если верить «ледниковой модели» Андерсона, то больше от этого пострадают жители южного полушария, ведь «притормаживаемые» Северной Америкой и Евразией северные весты 17 тысяч лет назад не претерпели серьезных изменений. И хотя пусковой механизм тогда не был связан с парниковым эффектом, положительная обратная связь позволяет запустить систему с любого места – будь то таяние ледников, или формирование отражающего экрана в атмосфере. А вот чтобы остановить её придётся найти способ контроля не только уровня CO2 в атмосфере, но и непокорных океанических течений и ветров.