Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Поиск в интернете развивает мозг

Если Вас утомило просеивать через себя сотни веб-страниц ненужной информации в поисках чего-то по-настоящему интересующего, не расстраивайтесь. По крайней мере, если Вам за 50, а такое занятие – не в новинку.

Как показали американские нейрофизиологи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелосе, поиск информации в интернете тренирует мозг не хуже разгадывания кроссвордов и чтения книг.

Для своего исследования учёные набрали 24 добровольцев в возрасте от 55 до 76 лет. Половина подопытных имела опыт поисков во всемирной сети, половина – нет. Возрастной и половой состав двух групп и уровень образования подопытных были примерно одинаковыми.

Головы добровольцев засунули в магниторезонансный томограф, способный по притоку крови к разным участкам мозга определить уровень их активности. А самих подопытных тем временем заставили сначала читать книги, а затем искать информацию в интернете; тем временем учёные тщательно документировали происходящие в головах добровольцев изменения.

Как оказалось, между двумя группами практически не наблюдалось отличий при чтении книг. У всех возникала активность в участках мозга, связанных с речевыми способностями, визуальных центрах и областях, связанных с памятью и конкретно с чтением.

Однако как только подопытные переключились на активный поиск в интернете, в дело тут же вступили и участки коры головного мозга, ответственные за принятие решений и сложные логические построения.

Более того, у тех, кто прежде имел опыт подобных поисков, активность мозга увеличилась многократно в сравнении с новичками. Если у неискушённых сигналы возбуждения удалось зафиксировать в среднем от примерно 8 тысяч элементов объёмного разрешения (так называемых вокселей), то для опытных искателей этот показатель подскочил до 22 тысяч.

По словам руководителя принятой к печати в American Journal of Geriatric Psychiatry работы, заведующего университетской кафедрой старения профессора Гари Смолла, это исследование позволяет надеяться, что новые компьютерные технологии могут оказаться полезными для физиологии мозга людей среднего и пожилого возраста.

«Поиск в интернете подразумевает сложную мозговую деятельность, – поясняет Смолл. – А это помогает тренировать мозг и улучшать его работу». По сравнению с чтением, разнообразие выбора в интернете заставляет людей активнее задействовать мозговые структуры, используемые при принятии решений, полагает учёный.

С возрастом в мозге происходят многочисленные структурные и функциональные изменения, связанные с постепенным снижением активности нейронов, а также накоплением амилоидных белков на стенках кровеносных сосудов. Всё это со временем приводит к постепенному угасанию мозговой функции.

Активная мозговая деятельность – даже в игровой форме – позволяет лучше сохранить здоровье серого вещества, обеспечивая своеобразные «упражнения для мозгов». Традиционно в роли таких упражнений выступали разнообразные головоломки, разгадывание кроссвордов и чтение.

По мнению Смолла и его коллег, с приходом эры компьютерных технологий помочь дожить до старости в здравом уме могут и новые трюки – например, пользование интернетом.

А не слишком значительной активации, показанной «интернет-новичками», не стоит бояться: чем больше времени они будут проводить в сети, тем больше станут походить на «интернет-профи», которым поиск приносит несомненную пользу.


Рыбы оторвали голову от спины

Если придерживаться современной теории эволюции, нашим сегодняшним видом мы немало обязаны самым далеким предкам. Не исключено, что если бы природа выбрала бы для выхода на сушу не ту рыбу, которую выбрала, а какую-то другую, то современные звери и птицы выглядели и чувствовали себя сейчас совсем по-другому.

И дело не только в количестве конечностей или пальцев. Как показал последний анализ многочисленных останков рыбы тиктаалик, обнаруженной в Канаде в 2004 году,

этой переходной форме мы обязаны шеей, строением черепа и даже стремечком – одной из трех слуховых костей.

Естественно, достоверно неизвестно, произошли ли наземные позвоночные от древнего «обитателя» острова Элсмир Tiktaalik roseae, тем более что за право называться «самым главным» переходным звеном с канадским «налимом» (именно так название tiktaalik переводится с языка инуктитут) борется и латвийский пандерихтис. Но это не мешает палеонтологам прослеживать возможные эволюционные связи, основанные, в первую очередь, на сходстве скелетов.

Первые останки тиктаалика были обнаружены в 2004 году, и палеонтологам сразу стало ясно, что мы имеем дело с переходным от водных к наземным животным видом. Первая научная характеристика окаменелостей вместе с присвоением виду названия появилась в 2006, а нынешняя публикация в Nature стала лишь второй из цикла жизнеописаний причудливого хищника девонского периода.

Накопив более чем за десяток экспедиций достаточно материала, ученые предприняли попытку бережно освободить окаменелости от окружающей породы, и это им удалось. В руках у палеобиологов оказалось несколько не просто черепов, а даже отдельных «костей», если так можно назвать превратившиеся в камень за 375 миллионов лет части скелета рыбы.

Как отмечают авторы работы, прежде превращение шеи и черепа считалось очень быстрым процессом, поскольку у нас не было данных о переходных вариантах. Тиктаалик отлично заполнил и эту нишу.

Притом переходный вид обзавелся не только вытянутым и уплощенным черепом, более удобным для ползания, но и первым прототипом шеи.

Хотя даже у земноводных шейный отдел позвоночника недостаточно развит, эти несколько позвонков для жизни на суше куда удобнее, чем тот монолитный комплекс, который был у рыб. Поскольку последние перемещаются в трехмерном пространстве, то для них гораздо проще полностью развернуться и сразу же начать погоню за очередной жертвой, чем регулярно «оборачиваться». Кроме того, «цельность» черепа, челюстей и используемых для вентиляции жабр костей, обеспечивает дополнительную защиту, если вдруг хищник сам становился жертвой.

C выходом на сушу необходимость в жабрах отпала, а вот без подвижной шеи стало не обойтись.

Вместе с этим соединявшая вместе череп, челюсти и жаберные кости гиомандибула значительно уменьшилась в размерах, превратившись в стремечко, до определенного времени остававшегося единственной слуховой косточкой среднего уха.

Конечно, это отнюдь не является безоговорочным доказательством ни того, что амфибии произошли от рыб, ни того, что промежуточным звеном был именно тиктаалик. Но как отметил в интервью National Geographic соавтор работы Джейсон Даунс, это «подтверждает предсказательную силу палеонтологии … – самое удивительное в тиктаалике то, что в нем нет ничего удивительного».