Ученые победили муху цеце

Ученые открыли способ борьбы с прежде неуязвимой сонной болезнью, вызываемой мухами цеце, – трипаносомозом. Ею страдают около 400 тысяч человек в мире, причем ежегодно погибают более 300 тысяч. Способ спастись нашли исследователи из Межуниверситетского института биотехнологий во Фландрии (VIB) и Открытого университета в Брюсселе.

Одно из главных следствий сонной болезни – нарушение сна, которое в конечном счете и приводит к коме и смерти.

Менее 10% пациентов успевают вовремя обратиться за медицинской помощью.

Причем существующее лечение крайне токсично, нередко также заканчивается летальным исходом и в любом случае эффективно лишь на ранних этапах заболевания. Когда трипаносомы проникают в кровь, каждая начинает изменять свою белковую оболочку тысячью способов, поэтому все попытки создать вакцину до сих пор заканчивались провалом. По той же причине иммунная система просто не успевает вырабатывать собственные антитела для борьбы с инфекцией.

Поначалу с сонной болезнью боролись теми же мерами, что в наши дни борются с птичьим гриппом.

Уже в 1857 году Ливингстон высказывал гипотезу, что сонной болезнью заражают мухи цеце. Когда предположили, что вирус, вызывающий сонную болезнь, обитает в диких животных, было решено для защиты человека и домашнего скота истребить всех диких копытных – зебр, антилоп, газелей и т. д. Полмиллиона копытных погибло, прежде чем выяснилось, что переносчиками сонной болезни могут быть также все мелкие виды. Позже главным способом борьбы считалось уничтожение или снижение численности мухи цеце. В 2002 году в рамках Всеафриканской кампании по истреблению цеце и трипаносомоза (болезни) (PATTEC) родился проект по выпусканию стерилизованных с помощью облучения радиацией самцов мухи цеце. Программа считается эффективной, однако до полного истребления мухи цеце должны пройти десятилетия.

Как болеют сонной болезнью
Трипаносомозы – инвазионные болезни, вызываемые жгутиковыми простейшими семейства Trypanosomatidae. Распространены только в тропиках, делятся на африканский (сонная болезнь) и американский (болезнь Шагаса) трипаносомозы...

Вместе с тем кровь человека содержит специальный естественный защитный механизм – белок ApoL-1, который нейтрализует большинство типов трипаносом. Однако Тrypanosoma brucei rhodesiense – возбудитель родезийской формы сонной болезни – обладает специфическими белками, противодействующими даже такому ядовитому белку, как ApoL-1.

Некоторое время назад ученым стало известно, что одна из модификаций ApoL-1 справляется и с родезийской формой заболевания. Укороченный вариант ApoL-1 мог бы победить паразита, проникающего в тело, но для успешного противостояния он должен присутствовать в организме в высокой концентрации. Поэтому главной задачей специалистов стало придумать способ транспортирования потенциально лечебного белка туда, где он требуется, – к поверхности трипаносом. И здесь на помощь пришла нанотехнология.

Под руководством Сержа Мюльдерманса и Патрика де Бэтселье сотрудники VIB в 2004 году создали особую наночастицу. Фактически они синтезировали органическую молекулу, пространственная конфигурация которой предназначалась именно для сцепления с трипаносомой. Следующим этапом стало «сцепление» наночастицы с укороченным вариантом ApoL-1. В конце концов ученые во главе с Тойя Нат Баралом справились и с таким заданием. Получившийся «комплексный» продукт присоединяется к паразиту и спокойно нейтрализует его.

Все проверки на мышах показывали крайнюю эффективность препарата: одна-единственная обработка излечивала грызунов и удаляла паразитов из их крови.

Все симптомы сонной болезни исчезали, а мыши выживали. По словам исследователей, есть все признаки того, что у людей ApoL-1 с вживленными наночастицами также сможет бороться с родезийской трипаносомой.

МКС выходит из тени

Международная космическая станция (МКС) в ближайшие несколько дней будет особо часто являться взору наблюдателей из России – как по утрам, так и вечерами. Период хорошей видимости станции для европейской части России продолжится до воскресенья, к выходным зона хорошей видимости доползёт и до Дальнего Востока нашей страны.

Сама по себе МКС, как и все остальные спутники, не светится, и чтобы её было заметно с земли, Солнце должно освещать её батареи. Станция крутится невысоко над Землёй – всего около 400 км, что лишь маленькая часть земного радиуса. В итоге увидеть станцию можно лишь тогда, когда сама она находится на «дневной стороне».

Однако даже освещённые солнечные батареи заметить на дневном небе невозможно, так что реально наблюдения прохождения МКС ограничиваются сумерками. Поздней ночью можно заметить лишь спутники, движущиеся на очень высоких орбитах, но они, как правило, еле заметны невооружённому глазу.

Орбита МКС из-за влияния Солнца и Луны медленно поворачивается и в определённые моменты оказывается почти перпендикулярной направлению на Солнце. В такие периоды МКС лишь ненадолго скрывается в тени Земли, и каждые сумерки – вечерние или утренние – её можно увидеть всякий раз, когда она пролетает над вашим городом; пробегает МКС по орбите всего за полтора часа с небольшим.

Сейчас как раз такой момент. МКС почти всё время купается в лучах солнца, поэтому увидеть её можно по три, четыре, а то и пять раз на дню. В обычное время это случается лишь один–два раза в сутки.

Если верить специальному сайту Центра управления полётами NASA, в Москве ближайший пролёт станции можно будет увидеть в среду около 23:10. Аппарат должен пройти по южной части небосклона с юга на юго-восток, поднявшись на высоту около 13 градусов над горизонтом; всё зрелище продлится около трёх минут.

Если финал Лиги чемпионов отвлечёт вас от МКС в это время, то ночное шоу, которое начнётся около 00:40 в ночь на четверг, будет ещё лучше – станция пересечёт полнеба с юго-запада на юго-восток, поднявшись на высоту около 30 градусов; продлится всё около пяти минут. Ещё два повтора ожидают любителей через полтора и три часа – около 02:10 и 03:50. Аналогичную картину можно будет наблюдать в ночь на пятницу, на субботу и на воскресенье. Блеск «бегущей звезды» сможет превысить блеск звезды утренней и вечерней – Венеры.

Посмотреть расписание для своего города можно на том же сайте.

Жалко, что старт челнока Discovery к МКС намечен лишь на самый конец мая – вместе МКС и шаттл кажутся почти вдвое ярче, чем по отдельности, а в телескоп, если удастся поймать пару в объектив, иногда можно разглядеть и их форму.