Полярная бактерия выросла в тепле

В древнем антарктическом льду найдены остатки редкой термофильной бактерии. Как сообщило в пятницу «Би-Би-Си», при изучении льда с пробуренной на станции «Восток» скважины, остановленной всего в ста метрах от поверхности озера Восток, ученые обнаружили в нижних кернах темный осадок.

Судя по тому, что нижние части керна фактически состоят из озерной воды, гляциологи предположили, что осадок поднялся со дна озера вследствие небольшого землетрясения. И в этом осадке исследователи обнаружили генетические следы бактерии, которая живет в воде с температурой +50-60?С.

Российский ученый из Санкт-Петербургского Института ядерной физики им. Константинова Сергей Булат утверждает, что такие бактерии встречаются всего в пяти-шести местах на земле.

Чтобы исключить возможное биологическое загрязнение кернов, гляциологи провели анализ всех микробов, присутствующих в лаборатории, и исключили эти микроорганизмы из результатов.

Жан-Робер Пти из лаборатории гляциологии и геофизики окружающей среды сообщил, что находка удивила ученых: «Мы рассчитывали найти жизнь, приспособленную к холоду, но обнаружили нечто прямо противоположное». По его словам, новый буровой сезон может напрямую ответить на вопрос – есть ли жизнь на Востоке.

Озеро Восток – самое большое из 145 подледных озер Антарктиды. Реликтовое подледное озеро было открыто локационными методами в 1970-х годах. По своей площади оно сопоставимо с Онежским озером и местами достигает глубины в 1,2 км. В 1995 году началась первая попытка пробурить ледяной слой. Однако скважину пришлось остановить на отметке 3623 м.

Одним из аргументов за остановку бурения стало требование гарантировать защиту озера от химического и микробиологического загрязнения. В полученных кернах льда озера обнаружились микроорганизмы, возраст которых – 400 000 лет.

Изучение жизни в окрестностях подледного озера «Восток» может оказаться полезным и для поисков внеземной жизни. Как полагают ученые, на спутниках Сатурна Титане и Энцеладе, а также на спутнике Юпитера Европе может быть подледная жизнь. По крайней мере, на Энцеладе последними исследованиями зонда Cassini установлено наличие жидкой подледной воды близко к поверхности. А под ледяной коркой Европы, возможно, скрывается океан.

Канадские ученые вообще выдвинули гипотезу, что это Земля «заразила» спутники планет-гигантов жизнью: по мнению ученых, в результате столкновения нашей планеты с астероидом на Земле погибли динозавры, но осколки планеты с микроорганизмами, попали на Титан и Европу.

Сперматозоиды умирают друг за друга

Для продолжения рода нужен только один из миллионов, извергаемых при каждом половом акте. Но, как показали британские биологи, остальные умирают не зря.

Ученые уже давно знали, что до половины всех образующихся у насекомых сперматозоидов изначально не способны к оплодотворению. Это не очень похоже на экономную и бережливую природу, экономящую энергию и не следующую правилу достижения цели любыми средствами.

У позвоночных избыток спермы объясняется необходимостью естественного отбора, и каждый сперматозоид потенциально способен к оплодотворению, ни в чем не уступая своим собратьям.

У насекомых «парасперма», нередко доминирующая в эякуляте бабочек, изначально не способна к оплодотворению, что оставалось загадкой, которую разгадали британские ученые из Шеффилдского университета.

Как оказалось, задача этих сперматозоидов – умереть за своих собратьев в «неравном бою» с враждебным спермицидным микроокружением в женских половых путях. При этом создается среда, пригодная для спринта фертильных, т.е. способных к оплодотворению сперматозоидов.

Самцы других видов, например, человека, придумали другой способ борьбы полов на фронте оплодотворения. Осмотичность, необходимая кислотность среды и подавление иммунной активности в женских половых путях поддерживаются с помощью выделений желез.