Быстрое взросление по зубам неандертальцам

Биологический возраст – понятие довольно относительное. Многие из нас даже в 60 выглядят, а главное, чувствуют себя на 30; правда, иногда бывает и наоборот. Неудивительно, что куда более существенная разница наблюдается между разными видами. Так, мышь живет всего 2–3 года, но зато «проживает» это время куда активней медленного слона. Развитие напрямую коррелирует и со временем, отведенным организму для жизни.

На этот раз ученым удалось сравнить характер развития современного человека и неандертальца.

Международная команда исследователей под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии Общества имени Макса Планка использовала линии на внутренней и внешней стороне зубов для того, чтобы определить не только скорость развития, но и возраст ребенка на момент смерти.

Как установили ученые, на момент смерти девочке из бельгийской пещеры Складина (Homo neanderthalensis) было около 8 лет. Это, однако, соответствует 10–12 годам для нормального человека (Homo sapiens).

Развитие зубов – показательный фактор для биологов. У всех приматов прорезание коренных зубов – показатель отлучения от груди и начала полового созревания. На этот раз исследования были куда более точными. Исследования линий роста, микрокомпьютерная томография бороздок, находящихся на внутренней стенке резцов, как у неандертальцев, так и у нас, ученые дополнили данными о реакции окружающей костной ткани на рост коронок и корней зубов.

Антропологи спроецировали результаты на развитие всего организма.

Получается, что неандертальцы опережали нас – и, вероятно, современных им представителей нашего вида – в скорости развития на 50–70%. И возможно, не только в физическом, но и в социальном плане.

По мнению исследователей, картина роста неандертальцев представляет нечто среднее между нашими общими, совсем далекими предками, вроде Homo erectus, и современными людьми. Правда, для нас неандертальцы – не предки, а просто родственники. Ведь с точки зрения современной антропологии мы произошли от кроманьонцев, а неандертальцы – тупиковая ветвь эволюции.

Эта находка подтверждает уникальность современного человечества с точки зрения самого понятия детства. Столь длинным в абсолютном выражении периодом биологического взросления не обладает ни одно животное. При общей средней продолжительности жизни в 60 лет, а в отсутствие современной медицины – не больше 45, репродуктивный возраст достигается в 14–15 лет, то есть по истечении четверти жизни.

Ситуация «усугубляется» социальными факторами, так если даже 300–400 лет назад в 15–16 лет уже заводили детей, то теперь это скорей исключение – даже с точки зрения законодательной практики.

Впрочем, с относительной точки зрения отличия не столь существенны.

Конечно, остальные млекопитающие достигают репродуктивного возраста гораздо раньше четверти жизни, а вот высшие приматы и неандертальцы тратили немало времени на воспитание потомства.

По мнению исследователей, это не только позволяло совершенствовать систему общества, в той или иной форме передавая опыт детям, но и делало популяцию более сильной по сравнению с другими конкурентами, занимавшими ту же экологическую нишу. Человеку современного типа это помогло стать «царём природы», а вот неандертальцам, несмотря на более быстрое развитие, было суждено вымереть. Почему – пока не ясно.

Сколько пить, решает ген

Ученые, равно как и обыватели, давно приметили, что пристрастие к спиртному часто передается по наследству. Позже исследователи смогли выявить целый ворох генов, в разной степени ответственных за те или иные физиологически мотивы, заставляющие человека лезть в бутылку.

Теперь же выявлен единственный ген, в одиночку принимающий решение, пить хозяину или не пить. И если пить, то сколько. Правда, исследование пока касается лишь мышей.

Ученые обнаружили, что виновником всего является не совсем обычная разновидность гена, вовлеченного в межклеточные связи в головном мозге мышей. Таков результат исследования, проведенного учеными из Института злоупотребления алкоголем при Национально институте здоровья США. Ученым пока что неизвестно, имеется ли аналогичный ген, оказывающий аналогичное влияние на количество выпиваемого спиртного, у людей.

Науке известен ген под именем Grm7. Он кодирует определенный подтип рецепторов, которые ингибируют выработку глютамина и других нейротрансмиттеров, используемых для коммуникации между различными нервными клетками. Теперь же исследователи обнаружили его полиморфизм, резко снижающий выработку информационной РНК (иРНК), соответствующей Grm7, в тканях мозга. иРНК функционирует в качестве молекулярного интермедиата – промежуточного продукта или посредника – между геном и белком, продуктом его экспрессии. Как оказалось, мыши, у которых проявляется данная модификация гена, гораздо чаще и обильнее «прикладываются к бутылке», нежели мыши с нормальным содержанием иРНК Grm7.

Ученым уже давно известно о влиянии генов на количество употребляемого людьми алкоголя, а также о риске проявления алкоголизма. Однако, как оказалось, существует масса генов, связанных с пристрастием к алкоголю, которые проявляют свое действие в совокупности с другими генами и с посторонними факторами. Выделить из них тот, который напрямую бы определял количество алкоголя, потребляемое внутрь, ученым долго не удавалось.

Для того чтобы отделить зерна от плевел, ученые под руководством Чабы Вадаца, профессора психиатрии в Нью-Йорксокй медицинской школы, применили целый набор различных генетических и аналитических методик и изучили поведение близких генетически животных, обладающих различным уровнем потребления алкоголя. Это позволило им выявить область в хромосоме, скрывающей ключевой ген, а затем и распознать Grm7, напрямую связанный с пристрастием к алкоголю.

Вадац в комментариях к своей работе отмечает, что их достижения напрямую связывают глютамин и его производные с пристрастием и побуждением к употреблению алкоголя. Другой нейромедиатор, дофамин, также затрагивающий работу нейронов головного мозга, уже давно известен как ключевой игрок в вопросах употребления и злоупотребления различными веществами, в том числе и наркотическими. В частности, раньше был выделен ген SNCA и несколько его полиморфизмов, меняющих тягу к выпивке. Однако выражено это влияние было слабо.

Дальнейшие усилия ученые надеются сконцентрировать на поиске аналогичной модификации гена у человека. Её обнаружение поможет создать лекарства, напрямую устраняющие пагубное пристрастие и даже алкогольную зависимость. Такие лекарства, по словам Вадаца, могут регулировать уровень активности экспрессии гена Grm7 или регулировать активность самого продукта экспрессии генетической информации.