Мобильники смертельно опасны для детей

Мобильные телефоны опять признаны смертельно опасными для здоровья, особенно детского. Сравнив результаты 11 работ на эту тему, шведские учёные пришли к выводу, что длительное использование мобильника значительно повышает риск рака мозга.

У людей, которые в последние десять лет любили поговорить по мобильному телефону, в два раза чаще, чем у других, обнаруживают опухоли на нерве, который связывает ухо с ответственными за слух отделами головного мозга. Впрочем, опасность может быть еще выше, поскольку для первичного развития раковых клеток иногда требуется и более десяти лет.

По словам профессора Кьелла Милда из Университета Орберо, руководившего сравнительным исследованием, детей следует вовсе лишить мобильных телефонов, поскольку формирующиеся кости черепа и неразвитая центральная нервная система делают их особенно уязвимыми перед воздействием излучения телефонов.

«Я удивлён, что официальные представители различных учреждений объявляют мобильные телефоны безопасными. Существует огромное число указаний на то, что после десяти лет активного пользования телефоном некоторые негативные последствия их излучения имеют место», – говорит Милд.

Сейчас шведские учёные требуют пересмотреть нормы излучения для мобильных телефонов, поскольку два года назад финский комитет по радиационной и ядерной безопасности STUK показал, что уровень излучения наиболее популярных моделей телефонов ниже пределов, установленных гигиеническими стандартами.

Британские специалисты согласны с мнением шведов о детях, однако их выводы о влиянии мобильников на здоровье взрослых отличаются. В прошлом месяце независимая исследовательская программа «Мобильные телекоммуникации и здоровье» (MTHRP), которая была создана шесть лет назад по инициативе правительства Великобритании, опубликовала очередной отчет о своей работе. В рамках отчета эксперты приводят данные 23 различных исследований, в которых оценивались риски, связанные с излучением мобильных телефонов, а также базовых станций и антенн операторов мобильной связи.

Как резюмируют учёные, детей действительно стоит оградить от воздействия излучения мобильных телефонов. Так, детям младше восьми лет лучше не пользоваться мобильной связью, а операторам следует воздержаться от возведения базовых станций в непосредственной близости от школ и дошкольных учебных учреждений. Однако что касается здоровья взрослых, то у них риск развития неприятных последствий воздействия электромагнитного излучения – скачков кровяного давления, изменения сердечного ритма, мигрени и тошноты – минимален.

По их мнению, пока ни один из учёных, объявлявших об опасности мобильников, не предоставил никаких сколько-нибудь существенных доказательств своей точки зрения. Впрочем, споры об опасности/безвредности этих устройств ведутся уже более десятка лет, и ни одна из сторон его пока не смогла представить свидетельств своей правоты, которые были бы убедительны для оппонентов.

Как считает президент MTHRP профессор Лоури Челлис, большим минусом всех исследований в этой области становится то, что в любой научной работе исследуются крайне незначительное количество участников: найти много людей, пользующихся мобильными телефонами более десяти лет, сложно. Кроме того, практически все исследования, касающиеся влияния излучения мобильных телефонов на возникновение рака, нельзя назвать верифицируемыми, ведь развитие опухолей часто начинается спустя десять-пятнадцать лет после начала канцерогенного воздействия.

Тираннозавр из Адского ручья

Окаменевший след был найден в пределах формации Хелл-Крик («Адский ручей») на засушливых землях американского штата Монтана. Как рассказал британский палеонтолог Фил Мэннинг, работающий в музее Манчестерского университета, след был найден еще в прошлом году, однако подробно исследовать его тогда не удалось.

«В последний день нашей работы в этом месте я заметил что-то, похожее на следы, – окаменевший отпечаток трехпалой лапы огромного динозавра, – рассказал Мэннинг в интервью программе Inside Out британской телекомпании BBC. – У меня не было с собой никаких инструментов для детального измерения следа, но я был уверен, что его оставил огромный хищный динозавр – возможно, Tyrannosaurus rex»

Ученый решил не прерывать программу исследований: если след, оставленный более 65 миллионов лет назад, смог дожить до наших дней, то подождать еще год не страшно. Мэннинг решил не сообщать прежде времени о сенсационной находке и вернулся для ее подробного изучения в июле этого года.

Теперь след измерен, и у специалистов почти не осталось сомнений, что отпечаток оставил тираннозавр. Длина его около 76 сантиметров.

В ближайшее время Мэннинг планирует отправить результаты своих исследований в один из рецензируемых журналов по палеонтологии.

По особенностям следов динозавра можно установить массу тела, строение лап и способ ходьбы, которым пользовался древний гигант. А если повезет, то и болезни, которыми он болел, и раны, которые получил в боях за еду, жизнь и воспроизводство.

Поиски следов тираннозавров ведутся уже более века, и до сих пор ученым лишь раз улыбалась удача. В 1983 году в американском штате Нью-Мексико был найден отпечаток, который более чем через десять лет признали следом тираннозавра.

Пока Мэннинг предпочитает с осторожностью отзываться о своей находке. По его словам, след могли оставить представители лишь двух видов, известных в формации Хелл-Крик: Nanotyrannus lancensis или его более крупный родственник Tyrannosaurus rex (некоторые исследователи полагают, что Nanotyrannus – это просто неполовозрелые тираннозавры).

«С уверенностью утверждать, какое животное оставило тот или иной след, никогда не получается, – говорит Анджела Милнер из лондонского Музея естественной истории. – Так, чтобы они еще и умерли на тропе, где оставили следы, не бывает».

Однако отпечаток, найденный Мэннингом, по ее мнению, явно оставлен крупным плотоядным динозавром. «А единственный плотоядный динозавр, способный оставить такой крупный отпечаток, – это тираннозавр», – заключает Милнер.

Такое происхождение следа косвенно подтверждает и тот факт, что геологическая формация Хелл-Крик – одно из немногих мест на планете, про которое можно с уверенностью сказать, что здесь жило большое количество этих ящеров. Именно здесь более ста лет назад были найдены первые фрагменты скелета тираннозавра. С тех пор хорошо сохранившиеся останки обнаруживали по всей планете, однако больше всего их нашли именно на границе Монтаны и Южной Дакоты.

Ученые надеются, что новая находка поможет установить, как и насколько быстро бегал тираннозавр, а также прольет свет на причины их внезапного исчезновения более чем 65 миллионов лет назад.