Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Ген велел делиться

Исследователи из Стокгольмской школы экономики и Массачусетского технологического института (MIT) совместно с коллегами из шведского Каролинского института провели сравнительное исследование, участниками которого стали занесённые в Шведский реестр близнецов 324 пары близнецов. Среди них были как монозиготные (однояйцевые) близнецы, которые имеют идентичные генотипы, так и дизиготные (разнояйцевые), генетическая информация которых совпадает в среднем на 50%.

Основной задачей исследования было выяснить, в какой степени воспитание и обстановка в доме, а в какой – генетика влияют на развитие у людей чувства справедливости.

Участникам эксперимента предложили поиграть в стандартную для социо-экономических исследований игру на деньги, которую называют игрой-ультиматумом. Всех участников разбивали на пары и в каждой паре ведущему предлагалась сумма около 15 долларов, которой он или она, по своему усмотрению, должны были поделиться с напарником. Если второй участник принимает предложенную долю, оставшееся забирает ведущий, если нет – денег не получает ни один, ни второй.

Простая логика показывает, что второй участник должен принимать любую отличную от нуля сумму, однако практика показывает, что люди простой логике не следуют. Они склонны отказываться от слишком унизительных, на их взгляд, «подачек», дабы наказать своих несправедливых напарников. В среднем по всей выборке, люди признавали справедливой долю не меньше трети от общей суммы – то есть около пяти долларов.

После этого учёные сравнили порог ощущения справедливости у близнецов. Оказалось, что у однояйцевых близнецов эти значения гораздо ближе друг к другу, чем у разнояйцевых, хотя последние росли в одинаковых условиях и воспитывались вместе. Более того, как говорит один из авторов исследования, аспирант школы экономики MIT, по поведению одного из двуяйцевых близнецов совершенно невозможно предсказать поведение его брата или сестры.

Статистический анализ результатов экспериментов показывает, что как минимум 40% вариативности в оценке справедливости определяется генами. Отсюда, правда, не следует, что остальные 60% зависят от воспитания – учёные явно утверждают, что роль общего воспитания и совместного проживания очень скромна.

По его словам, это означает, что специфика экономически обусловленных моделей поведения в обществе, а значит, и самих экономических стратегий, во многом объясняется генетическими особенностями людей.

Как отметил в интервью Scientific American независимый эксперт Эрнст Фер, профессор экономики из Университета Цюриха, это исследование впервые демонстрирует наследуемость оценки столь сложного понятия, как справедливость. Как надеется Фер, такие результаты должны ускорить ход работ по вычленению соответствующих генов.

Тем временем, авторы исследования, результаты которого опубликованы в последнем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences, в настоящее время изучают, насколько склонность к риску и сотрудничеству определяется генами.


Ванилин, навоз и «Шнобель»

Накануне Нобелевской недели в Гарвардском университете в 17-й раз прошла ежегодная церемония вручения «Шнобелевских» (игнобелевских) премий за самые сомнительные достижения в науке. Премия вручалась по десяти категориям – тем шести, что предусмотрены регламентом Нобелевской премии, и четырём дополнительным.

На церемонию смогли приехать семь из десяти победителей. Увертываясь от бумажных самолётиков, которыми по достигшей совершеннолетия традиции засыпала награждаемых публика, призы вручали лауреаты «настоящей» премии. И хотя денег со сцены победители не унесли, диплом, наградная статуэтка с яйцом и ощипанной курицей и слава обладателя неблагородной премии, похоже, их вполне удовлетворили.

Лауреатами Шнобелевской премии по медицине за 2007 год стали американец Дэн Майер и британец Брайан Уиткомб за зондирование проблемы побочных эффектов шпагоглотательства. Премию по физике – чилийцы Энрике Серда Вильябланка и Луис Маадеван, разобравшиеся, как при глажении постельного белья на нём образуются складки.

Как обычно, не обошлось и без фекалий. Одно из самых интересных достижений этого года отмечено премией по химии. Её получил японский исследователь Майу Ямамото, разработавший метод выделения ванилина из коровьего навоза.

«Шнобель» по литературе достался австралийке Гленде Браун из сиднейских Голубых гор за её исследования трудностей, которые использование английского определённого артикля the создаёт при попытках каталогизации в алфавитном порядке. Можно предложить ей расширить исследование и на трудности, которые испытывают славяне и носители других языков, артикли в которых отсутствуют, пытаясь понять разницу между определённым и неопределённым артиклями.

Зато премию мира в этом году получили американские военные – точнее, исследовательская лаборатория имени братьев Райт ВВС США. Её специалисты разрабатывают химическое оружие, которое понижает боеготовность солдат противника, стимулируя смену сексуальной ориентации. Пока «гей-бомбу» в реальных боевых условиях не испытывали, но на церемонию награждения никто из военных не пришёл. Видимо, они чем-то заняты.

Премией по экономике отмечен тайваньский изобретатель Куо Чэн Сиэ, предложивший оригинальный способ ловли грабителей в банках. На них предлагалось сбрасывать сеть. К сожалению, Куо на церемонию приехать не смог – контакт с ним был потерян сразу после публикации «изобретения».

Четыре других премии по традиции отмечают не менее захватывающие достижения в других областях науки. Так, премию по биологии получила голландка Иоганна ван Бронсвик – она провела тщательную и полную перепись разнообразных клещей, пауков, папоротников и грибов, обитающих в человеческих спальнях. Премию за исследование процессов питания получил сотрудник Корнельского университета Брайан Уонсинк, экспериментальным путём установивший пределы человеческого аппетита; для этого он разработал специальную «бездонную» тарелку, из которой кормил испытуемых.

Премию в области авиации получил аргентинец Диего Голомбек. Под его руководством учёные из Аргентинского национального университета в Килмесе установили, что виагра неплохо помогает хомякам переносить смену часовых поясов при длительных перелётах (jet lag). Механизм этого явления пока не установлен.

Наконец, премию по лингвистике забрала с собой в Барселону Нурия Себастия-Гальес. Она и её коллеги по университету доказали, что крысы не воспринимают на слух разницу между проигранными назад записями речи на японском и фламандском языках.

А вы сможете услышать эту разницу?