Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Пересекающаяся фиксация на «х» и «у»

Уже давно известно, что движение человеческих глаз при разглядывании протяженных изображений совсем не похоже на функционирование сканера. Вместо того чтобы систематически и последовательно, строчка за строчкой, деталь за деталью заполнять мысленную картинку ее элементами, человек совершает на первый взгляд хаотические движения глазами, каким-то не до конца понятным способом собирая итоговый образ подобно паззлу.

Теперь оказывается, что чтение текста, по крайней мере английского, происходит подобным образом.

Более того, два глаза читателя почти в половине случаев фокусируются на разных буквах. Прежде учёные полагали, что при чтении глаза движутся синхронно, и потому ограничивались наблюдением за одним из них.

Как доложила группа специалистов из британского Университета Саутгемптона на научном фестивале в Йорке, среднее расстояние между точками фокусировки двух глаз – две буквы. Хотя бинокулярное зрение в любом случае поставляет мозгу два изображения, при рассматривании одного предмета достаточно совместить их центры, и лишь различия периферических участков дадут ощущение глубины. При разглядывании текста всё происходит по-другому: мозг «сплавляет» два существенно отличающихся изображения, центры которых не совпадают.

В своих экспериментах учёные из Саутгемптона использовали инфракрасный луч низкой интенсивности для отслеживания движения зрачков во время чтения, сообщает Reuters. Всем участникам исследования авторы работы предлагали с расстояния метр прочесть страницу текста, набранного шрифтом 14 пунктов. Инфракрасный прибор вместо ровного и спокойного перемещения зрачков по тексту слева направо зафиксировал неровные и судорожные движения: то зрачки концентрировались на одном слове, то пробегались по всему предложению. Учёные назвали момент неподвижности зрачков «фиксацией».

Как рассказал руководитель исследования, профессор когнитивной психологии Саймон Ливерседж, при чтении происходит большое количество фиксаций: в 53% случаев глаза фиксировались на одной букве, а в 47% – на разных, и лишь после этой «комбинированной съемки» мозг получал сигнал о прочтении слова.

Но самое интересное: в восьми случаях из ста глаза смотрели наперекосяк: правый глаз разглядывал букву, расположенную слева от литеры, на которой был зафиксирован левый.

Например, в слове «ухо», где в большинстве случаев левый глаз будет отвечать за «у», а правый – за «х», глаза иногда менялись местами, и левый читал «х», а правый – «у». Учёные назвали такой вид фиксаций «пересекающимся».

Обнаружение психологических механизмов чтения очень важно для понимания связи распознавания текста с человеческой речью. Кроме того, с использованием полученных знаний учёные надеются разработать новые методы лечения нарушений речи и чтения – дислексии. Сейчас лечение проводится дефектологами, однако часто заболевание удаётся лишь скрыть, но не вылечить.


Не все работы хороши

Если вы потеряли работу, не спешите устраиваться в первую же контору, которую вам предложат. Лучше поискать зарплату повыше. Как выяснили британские экономисты, согласившись на низкую оплату своего труда, работник рискует вскоре потерять и эту работу, и шансы трудоустроиться в будущем.

Профессор Марк Стюарт из британского Уорикского университета изучил историю трудоустройства почти пяти тысяч британцев на протяжении шести лет. К низкооплачиваемым работникам он отнёс тех, кто зарабатывал менее 3,5 фунтов стерлингов (по курсу 1997 года, что составляло около $5,7, или 5 евро) в час.

Выяснилось, что вероятность через год остаться без работы для низкооплачиваемых сотрудников в 2,7 раза выше, чем для высокооплачиваемых. Более того, из тех, кто смог найти хорошо оплачиваемую работу, впоследствии потеряли её вдвое меньше людей. Результаты исследования опубликованы в Journal of Applied Econometric.

Работодатели всегда с подозрением относятся к соискателям, которые в течение долгого времени оставались без работы. По мнению профессора Стюарта, отношение к тем, кто соглашался на невысокую оплату своего труда, не сильно лучше: низкооплачиваемая работа – первый шаг к будущей безработице.

«Наши результаты показывают, что не все работы хороши, по крайней мере в плане перспектив дальнейшего трудоустройства», – говорит Стюарт.

По его мнению, если безработные хотят улучшить своё положение, им надо искать место, где они смогут развить свои профессиональные навыки, а от низкооплачиваемых позиций ждать этого бессмысленно.