В кольцах Сатурна завелось нечто

Ученые из германского Института внеземной физики общества Макса Планка (Гархинг) сумели показать, что теоретически жизнь может существовать даже в кольцах Сатурна. Или Урана, например. Впрочем, другой немец, Фридрих Энгельс, со своим классическим «жизнь есть способ существования белковых тел» с профессором Грегори Морфиллом не согласился бы. Потому что смоделированная в маленьком немецком городе жизнь состоит из танцующих в пространстве пылинок, несущих электрический заряд.

Ученые не пытались специально построить теорию некой экзотической жизни. Профессор Морфилл давно занимается изучением плазмы (некоторые работы с его участием можно увидеть здесь. Часть исследований, кстати, посвящена экспериментам серии «Плазменный кристалл», проводившимся на МКС (одним из соавторов даже выступил российский космонавт Сергей Крикалев). Вот и сейчас группа Морфилла моделировала поведение частиц пылевого облака, погруженного в плазму.

Математическое моделирование показало, что частицы пыли собирают на себя отрицательный заряд, а потом отрицательно заряженные частицы окружаются положительными ионами.

В итоге оказалось, что такие системы, которые и называются плазменными кристаллами, способны образовывать двойные спирали, подобные спиралям ДНК, которые тоже могут нести информацию.

Только если в ДНК информация зашифровывается последовательностью нуклеотидов, то в «пылевой» спирали информация может передаваться комбинацией участков разных сечений. Более того, моделирование показало, что эта информация может «считываться» с одной спирали на другую. Спирали даже могут «конкурировать» между собой, сохраняя более устойчивые формы.

Ученые отмечают, что их построения – это исключительно умозрительная игра и моделирование жизни не входило в их первоначальные задачи. Однако многие признаки того, что мы называем жизнью, у моделируемых плазменных кристаллов все-таки есть.

В дальнейшем теоретики планируют проверить правильность своих построений на практике. Возможно, этот эксперимент также проведут на МКС.

Принятые в модели условия для жизни «пылевиков» существуют и в реальности – даже в нашей Солнечной системе. Морфилл отмечает, что наиболее подходящие условия – это кольца планет-гигантов, в первую очередь, Сатурна и Урана.

Математические выкладки Морфилла приняты к публикации в он-лайн издании New Journal of Physics.

Мегаполис кхмеров

Согласно последним данным специальной радарной съёмки, площадь древней столицы государства кхмеров города Ангкор, расположенного на территории Камбоджи, втрое больше, чем считалось до сих пор. Найденный в середине XX века город тщательно изучается археологами всего мира. Однако только теперь стало понятно, что площадь его достигала 3 тысяч кв. км. Город существовал с IX по XVI вв. н.э. и, судя по новым данным, превышал по площади единовременные ему города как минимум на порядок.

Чтобы провести радарную съемку города-храма и окрестностей, археологи из Австралии, Франции и Камбоджи, работающие в проекте Greater Angkor Project в 2000 году использовали специальный самолет-лабораторию NASA AIRSAR (Airborne Synthetic Aperture Radar (AIRSAR), разработанный и построенный в Лаборатории реактивного движения (JPL). Этот самолет представляет собой бывший пассажирский лайнер DC-8. Особую пользу его способность «видеть» рельеф поверхности сквозь облака приносит в тропических районах: небо там почти всегда облачное. Кроме того, излучение AIRSAR проникает и сквозь кроны деревьев.

После чего еще семь лет ушло на «перевод» радарной съемки (которую провели с высочайшим разрешением) в топографическую карту. Здесь доктору Дамиану Эвансу из Университета Сиднея помогали специалисты JPL. В результате выяснилось, что джунгли все еще прячут две трети городской агломерации Ангкора, совершенно не известной историкам и археологам.

В том числе радар помог уточнить местоположения 94 известных храмов и обнаружить как минимум 74 новых.

Кроме того, стали видны около тысячи искусственных водоемов.

Итоги работы опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Теперь археологам предстоит очень большая работа по изучению вновь открытых объектов. Группа доктора Дамиана Эванса планирует отправиться в камбоджийские джунгли в начале 2008 года. Главной целью ученых станет получение новых данных, которые могут пролить свет на причины гибели города-храма.

Пока что предполагается, что Ангкор погиб в результате некой природной катастрофы, после которой разрушилась система водоснабжения средневекового мегаполиса.

Напомним, что об этом древнем памятнике современная цивилизация узнала сравнительно недавно. Ангкор обнаружил 22 января 1861 года французский путешественник Анри Муо. В 1992 году Ангкор внесен в список Всемирного наследия Юнеско под №688.