12-головое чудище родилось в пробирке

Генетики из Ганноверского университета ветеринарной медицины смогли создать медузу с двенадцатью головами, сообщает портал Live Science.

В ходе опытов с экземплярами вида Eleutheria dichotoma учёные Берндт Ширватер и Вольфганг Якоб установили, что за количество оральных полюсов у медуз, проще говоря, за полиголовость, отвечает совсем немного генов.

Основной целью исследователей стали гены Cnox, которые отвечают за эмбриональное развитие медуз. Данные гены похожи на гены Hox, отвечающие за аналогичный процесс у человека.

В результате зоологам удалось создать молекулы РНК, при введении которых в организм медузы происходило «выключение» работы генов Cnox. Ингибировав действие гена Cnox-3, исследователи получили медузу с двумя головами, каждая из которых была полностью жизнеспособна: например, обе головы могли питаться. После отключения другого гена – Cnox-2 – количество голов у получаемых экземпляров увеличилось, максимальное количество оральных полюсов составило 12 штук. Дальнейшие эксперименты с генами группы Cnox, в частности с генами Cnox-1 и Cnox-5, привело к появлению медуз с раздвоенными щупальцами и с деформированными осями симметрии.

Животные с большим количеством оральных полюсов редко встречаются в природе: наличие нескольких голов приводит к ненужному расходованию энергии, которое не может сказаться положительно на качестве жизни организма.

Однако, как отметил Ширватер, кораллы, например, часто формируют колонии. На теле особи-основательницы колонии появляются выросты-почки, из которых развиваются дочерние организмы, так же размножающиеся почкованием. При этом пищеварительная система у всех индивидов одна, так же как и у генетически измененной медузы.

И медузообразные, и коралловые полипы принадлежат к книдариям, или группе стрекающих животных. Скорее всего, по словам Ширватера, предки полипов, существовавшие как животные с одной головой, сумели изменить свои гены с тем, чтобы иметь возможность создания колонии, что автоматически увеличивало их шансы на выживание.

Возможно, предположили исследователи, дезактивация совсем небольшого количества генов у различных животных в прошлом могла привести к возникновению разнообразия морфологии живых существ сегодня.

Результаты исследования представлены в выпуске онлайн-журнала PLoS ONE от 1 августа.

Латимерия больше не ископаемое

Остатки кистеперой рыбы, названной Shoshonia arctopteryx, ученые нашли в национальном парке штата Вайоминг «Шошони», который, в свою очередь, получил название от жившего в тех краях племени шошони. Небольшой 10-сантиметровый фрагмент окаменелостей обнаружен в палеозойских отложениях. Возраст находки – 400 миллионов лет, передаёт официальный сайт Чикагского университета.

Оценочный размер рыбы, чьи останки пролежали так долго, от 45 до 60 см.

Ученые из Чикаго установили, что Shoshonia заполняет пробел между обычными лучеперыми рыбами и жившими чуть позже животными-тетраподами, такими как Tiktaalik roseae.

По мнению ведущего автора исследования профессора Майкла Коутеса, находка должна очень сильно пошатнуть стандартное представление о современной кистеперой рыбе – целаканте – как о «живом ископаемом». «Если мы сравним целаканта с древнейшими кистеперыми рыбами, мы увидим, что они сильно отличаются друг от друга», – говорит Коутес.

По мнению ученого, именно Shoshonia – переходное звено, а современный целакант получил схожее строение конечностей совершенно независимо и, скорее всего, много позже.

В следующем году учёные вернутся в Вайоминг, чтобы набрать побольше образцов. А текущие выводы группы из Чикаго опубликованы в выпуске Evolution & Development за июль – август 2007 года.

Кстати, находка специалистов из чикагского университета по абсолютной хронологии повторяет возраст древнейшей находки целакантов.

В августе 2006 года международная группа ученых обнаружила древнейшие на сегодняшний день остатки кистеперой рыбы – целаканта. До 1938 года считалось, что последние целаканты вымерли 65 миллионов лет назад, однако в 1938 году в Индийском океане выловили первый живой образец, названный латимерией.

Окаменелости скрывались в слоях раннего девона в австралийском штате Виктория. Этим остаткам 400 миллионов лет, они намного старше всех известных схожих окаменелостей. И только нынешняя находка повторила австралийский рекорд.