Муравей-подводник

Биологи обнаружили в Северном Квинсленде (Австралия) водоплавающих муравьев. Как передает РИА «Новости», насекомые polyrhachis sokolova обитают в затопленных районах среди мангровых зарослей.

Первооткрыватель плавающих свойств муравьев – доктор Саймон Робсон из университета Джеймса Кука в городе Таунсвиль, специализирующийся на вопросах эволюции насекомых. По его словам, он наткнулся на необычных муравьев совершенно случайно. Робсон со съемочной бригадой работал над научно-популярным фильмом о насекомых, обитающих в мангровых зарослях, и операторы хотели непременно получить кадры поведения одного отдельно взятого муравья.

Чтобы муравей не сбежал, доктор Робсон предложил посадить его на камень, выступающий из воды. Однако муравей быстро спрыгнул в воду и нырнул, что заставило ошеломленного энтомолога заинтересоваться поведением насекомых данного вида.

Оказалось, что Робсон столкнулся с уникальными способностями муравьев polyrhachis sokolova. Впервые их обнаружили еще в 1902 году. Однако почти сотню лет представителям polyrhachis sokolova удавалось скрываться от ученых. Лишь в 90-х годах XX века их переоткрыли.

До сих пор ученые считали, что вместе с еще одним «морским видом» – polyrhachis constricta муравьи во время прилива прячутся в созданных ими гнездах в мангровых зарослях. Но как им удавалось выживать – никто не знал. Поэтому по умолчанию считалось, что они впадают в состояние, близкое к анабиозу. А то, что polyrhachis sokolova может просто жить под водой, никому даже не приходило в голову.

Теперь стало ясно, что данный вид муравьев не только способен плавать в манере, напоминающей кроль, но и может подолгу находиться под водой, используя заполненные воздухом полости.

И больше всего им нравится проводить время не в гнездах, а на дне под затопленными мангровыми деревьями, лишь изредка выплывая к поверхности.

Как считает австралийский энтомолог, такая манера поведения выработалась у муравьев, длина туловища которых всего 1 сантиметр, в ходе эволюции для защиты от естественных врагов. Их у насекомых немало – рыбы, крабы, илистые прыгуны. В своем выступлении на национальном телевидении в понедельник Доктор Робсон высказал недоумение по поводу того, как муравьям вообще удалось выжить в столь недружественной к ним среде.

«Науке известно, что при возникновении опасности отдельные виды муравьев, например живущих на побережье Амазонки, ищут спасения в воде. Однако новый вид муравьев – единственный, чьи представители используют водный и подводный способы перемещения в естественных условиях (без воздействия экстремальных факторов). При этом они способны переносить на значительные расстояния пищу для себя и своих сородичей», – добавил он.

В настоящее время ученый в сотрудничестве с биологами из Школы тропической биологии Таунсвильского университета планирует целую серию исследований вновь открытых насекомых.

Неверность как способ выжить

Песцы оказались весьма ветреными созданиями. Изучив последовательности ДНК взрослых песцов и их потомства, канадские исследователи установили, что в брачный период самки животных проявляют склонность к многомужеству.

До недавнего времени биологи считали, что большинство представителей семейства собачьих, включающего волков, лисиц и койотов, моногамны. Но молекулярно-генетические исследования выявили сложность системы брачных связей млекопитающих, не отмеченную при обычном наблюдении за социальным поведением животных.

Группа исследователей из Университета Альберты в Эдмонтоне и Квебекского университета в Римоски отобрала образцы для генетического анализа у 49 песцов на о-ве Билот (Нунавут, Канада). Установление отцовства проводилось методом генной идентификации с определением коротких повторяющихся последовательностей ДНК (методом ДНК-микросателлитов).

Результаты анализа показали, что по меньшей мере четверть самок не отличается постоянством – у их детенышей из одного помета были разные отцы.

«Спаривание с большим количеством особей другого пола позволяет самке обеспечить наибольшее генетическое разнообразие у потомства, появившегося на свет в течение одного сезона, – объясняет руководитель исследования Линсдей Кармайкл. – То, что у детенышей одного помета различный набор генов, увеличивает шансы на то, что хотя бы один из них наилучшим образом адаптируется к существующим условиям обитания или же сможет со временем приспособиться к изменениям окружающей среды».

Итоги работы опубликованы в Canadian Journal of Zoology