Динозавры и история жизни на Земле

Рекомендуем

дополнительно по теме здесь

Статистика




Яндекс.Метрика




У малютки ската – отец скатина

Первый родившийся в неволе детеныш гигантской манты, появившийся на свет 16 июня в японском океанариуме, прожил совсем недолго. Новорожденная самочка ската стала жертвой собственного отца, сообщает CNN.

По словам сотрудников океанариума, скат нападал на собственного детеныша сзади, заставлял его метаться и биться о стены. Двухметровый «младенец» даже столкнулся с другим гигантом – 7-метровой китовой акулой.

Итог был предрешён – многочисленные травмы, несовместимые с жизнью. При осмотре мертвого тела специалисты увидели многочисленные ушибы, один глаз вытек, а вскрытие показало, что у детёныша было и внутреннее кровотечение.

Как заявил пресс-секретарь океанского парка Чурауми на острове Окинава, где родился и погиб малыш, такое поведение для скатов-самцов нехарактерно в природе.

Случившееся тем более печально, что погибшая самочка – первый родившийся в неволе детеныш этих малоизученных животных.

Аквариум морского парка Окинавы пытался разводить гигантских скатов с 1998 года. И, наконец, 2007 год ознаменовался событием – рождением детеныша в неволе, говорит официальный представитель океанариума Нориясу Сузуки. Новорожденный скат оказался 2 метра шириной.

«Сейчас мы открываем для себя многие загадки жизни гигантских скатов, – сказал Сузуки, – в том числе и срок беременности. Раньше ученые-ихтиологи не знали, сколько длится беременность у этого самого большого ската». Оказалось, что мамаша вынашивала своего детеныша 374 дня – эксперты утверждают, что беременность у нее наступила 8 июня 2006 года.

Запись рождения показывали по японскому телеканалу NHK. Событие произошло 16 июня в 10 часов 25 минут вечера по местному времени, а о родителях известны лишь их инвентарные номера: папа, ставший впоследствии убийцей своего ребенка, имеет ID 6. Самец шириной около 3,5 метров содержится в парке с мая 1992 года. Самка, ID 10, крупнее своего «супруга» – она имеет ширину 4,2 метра и содержится в неволе с августа 1998 года.


Рыба-телеграфист

Выражение «словно током ударило» в отношении нежных чувств некоторые африканские рыбы понимают буквально. Как установили ученые из Корнелльского университета, рыбы отряда мормирид (или клюворылые) используют электрические токи в брачных играх.

В хвосте рыбки Brienomyrus brachyistius расположен особый орган, который способен испускать электрические импульсы. Группа ученых под руководством профессора нейробиологии и этологии Карла Хопкинса сумела впервые доказать, что особый электрический сигнал, испускаемый самцами (ученые называют его «скрежет» – rasp), используется ими именно в качестве призыва самкам к спариванию.

Кроме того, по-видимому, существуют и другие электрические половые призывы.

В ходе исследования ученые сопоставляли видеозаписи актов ухаживания и соития у мормирид (получения таких записей само по себе составляет значительный научный успех, поскольку эти дальние африканские родственники нашего сома крайне редко размножаются в неволе) с точными измерениями электрической активности рыб.

По словам Хопкинса, в общении между особями у Brienomyrus brachyistius, судя по всему, роль электричества весьма значительна. Исследования в Корнелле продолжаются, теперь ученым предстоит составить «полный электрический словарь» рыбок и расшифровать значение каждой «фразы».

Мормириды вообще виртуозно владеют электричеством. Эти рыбешки научились своеобразному электровидению.

В мутной воде, зарывшись в ил, они испускают слабые электрические токи. Вокруг животного создается электрическое поле, попав в которое, другие животные меняют его напряженность, что сомик воспринимает специальными органами. Так рыбки спасаются от врагов и охотятся. Новые исследования должны досконально выявить все аспекты «электрической» жизни африканской рыбы.

Результаты нынешнего этапа работ выйдут в выпуске Journal of Experimental Biology от 1 июля 2007 года.

Недавно учёные установили ещё один необычный способ поиска партнёра, на сей раз у ракообразных. К появлению особенной системы сигналов привели опасности, которым подвергаются самки крабов при поиске сексуального партнера. К такому выводу пришла международная группа исследователей из Сеульского национального университета (Корея) и Смитсоновского института тропических исследований (Панама).

Исследования показали, что самки крабов предпочитают тех самцов, которыево время хаживания помогают им избежать встреч с естественными врагами.

Результаты исследований опубликованы в майском выпуске журнала Public Library of Science (PloS). Традиционная точка зрения на сексуальные сигналы состоит в том, что самец должен быть ярко окрашен, как, например, павлина. Или силён, чтобы стать вожаком стаи. Такой самец привлекает самку перспективой качественного потомства. Кроме того, само существование яркого самца говорит о том, что он успешно избегает хищников, несмотря на свой броский окрас. Однако в случае с тропическими крабами игру вступает совершенно новый тип сексуальных сигналов, считает руководитель исследования доктор Тае Вон Ким. Самки крабов-скрипачей (Uca terpsichores) предпочитают тех партнеров, которые способны повысить их шансы на выживание.