Экзопланета от любителей

Объект TrES-3 назвали в честь этого проекта – Трансатлантического обзора экзопланет (Trans-atlantic Exoplanet Survey, TrES). Объект этот очень интересен. Планета вдвое тяжелее Юпитера и вращается вокруг звезды, отдаленной от нас на расстояние полторы тысячи световых лет. Планета находится очень близко к своей звезде – ближе, чем Меркурий по отношению к Солнцу, и поэтому ее поверхность нагрета до 1500 градусов, а год длится чуть дольше земных суток. Планета совершает оборот вокруг звезды за 31 час, перекрывая при этом 2,5% ее света.

На этом планета и «попалась».

Обнаруженные таким способом планеты называют транзитными. Такие открытия достаточно редки – необходимым условием является нахождение воображаемой линии между звездой и Землей на плоскости вращения экзопланеты. Из более чем двухсот найденных экзопланет транзитными являются только 15, причем три из них открыты в рамках проекта TrES.

Интересен и сам проект, в ходе которого обнаружили планету. Соотношение эффективности проекта и средств, которые он использует, просто поражает.

Сеть TrES объединяет небольшие оптические телескопы, многие из которых принадлежат астрономам-любителям. Объединение и обработка сигналов, полученных от многих разнесенных по всей планете телескопов, дает поразительный эффект, который приводит к серьезным открытиям. Судя по всему, именно в создании объединенных сетей различных телескопов возможен дальнейший рост наземной астрономии.

Совсем недавно использование такой сети при прямом наблюдении звезд привело к еще одному открытию.

Исследователи из Университета штата Джорджия (Georgia State University) и Университета Мичигана впервые получили прямое изображение звезды альфа Орла (Aquila) – Альтаира. Изображение получено на телескопах Центра астрономии высоких угловых разрешений (Center for High Angular Resolution Astronomy, CHARA).

До нынешней работы исследователи могли получать огромное количество разнообразных данных по той или иной звезде, но сделать их фотографии до сих пор не удавалось.

Для того чтобы сфотографировать звезду относительно крупным планом, в центре CHARA использовали метод интерферометрии: объединили инфракрасные сигналы с телескопов, находящихся в разных местах. Получившееся изображение соответствовало тому, которое можно получить на телескопе с размером зеркала 265 х 195 метров.

Изображение поразило ученых.

Из-за очень высокой скорости вращения звезды (на экваторе вещество вращается со скоростью около 300 км/сек) звезда не является шаром, как наше Солнце. Она вытянута по экватору, и экваториальный радиус ее приблизительно на 22% больше полярного. Неправильная форма звезды очень хорошо видна на снимке.

Исследование опубликовано 31 мая 2007 года в журнале Science Express.

Секс-бессонница

Если вы страдаете от бессонницы или регулярно испытываете сексуальное возбуждение во сне, то вам требуется психиатрическая помощь, считают американские ученые.

Недавнее исследование выявило по крайней мере одиннадцать различных расстройств сна, так или иначе связанных с сексом.

Как сообщает портал FOXNews, эти недуги, объединенные названием секссомния (sexsomnia) или sleepsex (можно перевести как «секс-дрёма»), поражают в целом психически здоровых людей. Будучи совершенно адекватными во время бодрствования, эти же люди совершают бессознательные сексуальные действия в состоянии сна.

По словам Карлоса Шенка, психиатра из Регионального центра изучения расстройств сна Миннесоты (Minnesota Regional Sleep Disorders Center), совместно со своими коллегами изучавшего расстройства поведения у людей, во время сна у человека может «проснуться» любой низменный инстинкт. Под его влиянием человек совершает самые разные поступки.

Сосредоточив свое внимание на расстройствах сна, связанных с сексом, ученые под руководством Шенка провели анализ медицинской литературы за 1950–2006 годы, касающейся исследований сна и сексуального поведения. Кроме того, психиатры проанализировали данные интернет-опроса, в котором приняли участие 219 человек.

Как выяснили исследователи, 92% опрошенных людей многократно испытывают так называемые эпизоды секс-дрёмы.

Анализ различных источников показал, что в большинстве случаев «хроническими» больными являются мужчины. Вместо того чтобы спать, эти больные, не просыпаясь, мастурбируют или занимаются сексом со своим партнером. Оргазм, наступающий в результате подобных манипуляций, не заставляет их очнуться, более того, они почти никогда не помнят событий прошедшей ночи.

Однако секс с соответствующими ласками и вокализацией или самоудовлетворение – далеко не единственные формы расстройств сна, связанные с сексуальной жизнью. Больные секс-дрёмой могут демонстрировать сексуальную агрессию, повышенное сексуальное возбуждение во сне, их может преследовать бессонница, связанная с навязчивыми сексуальными фантазиями, галлюцинации и вечерние психозы. Синдром «неспокойных ног» и синдром Клейна – Левина (Kleine–Levin Syndrome) также вошли в список расстройств сна, связанных с сексом.

К сожалению, подобные действия не только причиняют определенные неудобства тем, с кем больной живет (в первую очередь его партнеру), но и могут привести самого больного на скамью подсудимых.

Как напоминает Шенк, например, секс без согласия партнера является уголовно преследуемым деянием, и тот факт, что человек не помнит подробности произошедшего ночью, может послужить смягчающим обстоятельством, но не освободить человека от ответственности.

Заболевания секссомнией возникают, как правило, у тех, кто уже страдает каким-либо расстройством сна. Например, в группу риска попадают больные сомнамбулизмом, а также те, кто регулярно видит кошмары. «Секссомния не возникает из ниоткуда», – отмечает американский психолог.

Впрочем, такое необычное поведение во время сна вовсе не свидетельствует о наличии каких-либо психологических проблем у жертв секс-дрёмы. По словам Шенка, вместо того чтобы чувствовать себя виноватым перед своим партнером и пытаться заниматься самоанализом, такие больные должны обратиться к специалистам, которые быстро вернут их к нормальной сексуальной жизни.

«Чем больше вы будете тянуть с решением этой проблемы, тем больше вероятность, что на фоне секс-дремы разовьется более серьезная, вторичная психологическая проблема – депрессия, например», – говорит Шенк.

Статья группы Шенка опубликована в журнале Sleep. Помимо нее вышло монографическое исследование под названием «Sleep: The Mysteries, The Problems and The Solutions» («Сон: загадки, проблемы и их решения»).