Сердцу прикажешь

Генетикам удалось включить механизм активного восстановления сердечной ткани, который отключается у млекопитающих вскоре после рождения. Как передаёт агентство Reuters, открытие сделали сотрудники Нью-Йоркского медицинского центра Колумбийского университета.

Как пояснила агентству в телефонном интервью руководитель работы доктор Хина Чодри, они исследовали ген cyclin A2. Он, собственно, и отвечает за регенерацию повреждённых тканей. На данный момент установлено, что ген активен у эмбрионов, но выключен у взрослых млекопитающих. «При помощи генной инженерии мы смогли заново включить ген cyclin A2 напрямую у взрослых мышей, - говорит доктор Чодри».

Затем учёные спровоцировали у мышей инфаркт миокарда. И, как описано в статье, опубликованной в номере Circulation Research от 10 мая 2007 года, стали следить за выздоровлением зверьков. По словам доктора Чодри, через три месяца после инфарктов ни одна из модифицированных мышей не умерла. Чего нельзя сказать о животных из второй группы - из них умерли почти половина. «В общей сложности, мыши с активным геном cyclin A2 переносят стресс и восстанавливают сердечную мышцу на 77% лучше, чем обычные зверьки».

Сердечно-сосудистые заболевания прочно занимают первое место среди причин смерти людей. По данным Росстата, из 2,3 млн. безвременно ушедших в 2006 году россиян 1,2 млн. (53%) умерли именно от них. Причём, по словам главы Минсоцздрава Михаила Зурабова, в России от сердечно-сосудистых заболеваний умирают втрое чаще, чем в Европе. В основном, из-за того, что «Скорая помощь» просто не успевает добраться до больного. А при инфаркте и инсульте крайне важно, чтобы первую помощь человеку оказали как можно быстрее.

Впрочем, и в благополучных странах сердечники стоят в первых рядах кандидатов на отправку на тот свет. Ежегодно они пополняют армию мёртвых на 200 млн. человек.

Конечно, существует множество методик укрепления сердечной мышцы - от физических упражнений до инъекций стволовых клеток (споры по поводу эффективности которых продолжаются не один год). Как говорят специалисты из Нью-Йоркского медицинского колледжа, поврежденная сердечная мышца и сама обладает некоей способностью восстанавливаться. К такому выводу они пришли после того, как пересадили восьми мужчинам женские сердца и затем разглядели в клетках сердечной ткани нетипичную для женщин Y-хромосому. Однако в случае с инфарктом этот механизм сработать не успевает. Зато активация гена cyclin A2 играет и профилактическую роль: укрепляются и утолщаются стенки желудочков и повышается их тонус.

Главная проблема в методе доктора Чодри - неизвестны побочные эффекты от активации гена cyclin A2. Поэтому, видимо, медикам-генетикам предстоит ещё не одна серия проверок на животных и длительные клинические испытания на безнадёжно больных людях.

Коснуться точки Лагранжа

Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям США (NASA) выставило на всеобщее обозрение модель телескопа имени Джеймса Вебба в натуральную величину. Модель выставлена перед Смитсоновским музеем авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Телескоп Джеймса Вебба (The James Webb Space Telescope, JWST) – 6-тонная, 6,6-метровая космическая обсерватория, оптимизированная под инфракрасный диапазон. Впрочем, 6,6 метра – это только размер 19-сегментного зеркала (18 основных элементов и одно вторичное зеркало). Членить зеркало на части пришлось потому, что даже Arian V не в состоянии вывезти его на орбиту целиком. Однако и про перегрузки при старте забывать нельзя. Поэтому зеркало выведут в нужную точку в сложенном виде, а затем уже раскроют. А пока поверхность бериллиевых зеркал полируют на заводе в Ричмонде.

Чтобы защитить телескоп от солнечного излучения, его поместят в точку Лагранжа системы Солнце–Земля, и аппарат навсегда скроется от солнечного света в земной тени. Вдобавок уникальную прецизионную оптику и ИК-детекторы защитит от теплового излучения экран размером с теннисный корт. Так что температура рабочих инструментов станции будет ниже 50K (–223° С). Как и Hubble, это совместный проект NASA, ЕКА и Канадского космического агентства. Предварительная дата запуска – июнь 2013 года.

Станция оборудована сразу четырьмя научными инструментами, которые позволят получать изображения в ближнем и среднем ИК-диапазонах, а также проводить ИК-спектроскопию.

Кроме того, как заявляют разработчики, если возникнет необходимость в срочной переориентации телескопа (например, если где-то вспыхнет сверхновая), на новую цель аппарат настроится всего за двое суток.

Основных целей, которые учёные поставили перед JWST, тоже четыре: это поиски первых объектов, сформировавшихся после Большого взрыва, и попытка продвинуться еще дальше в наблюдении ранней Вселенной; изучение рождения звезд и протопланетных систем; изучение скоплений галактик; осмотр внесолнечных планетных систем и поиск жизни на них. По крайней мере, планируется активный поиск планет, находящихся в тех же условиях, что и Земля, где тоже возможно существование жидкой воды (одну такую, кстати, недавно нашли и без него).

Конечно, помимо плановых открытий будут и внеплановые, как это случалось с предшественниками JWST – «Хабблом» и «Спитцером».

Телескоп Hubble зимой отпраздновал 17-летие. Свое название этот совместный проект NASA и ЕКА получил в честь американского астронома Эдвина Пауэлла Хаббла, который впервые классифицировал галактики и установил связь между красным смещением объекта и расстоянием до него.

Спитцеровский телескоп отправился в космос 25 августа 2003 года. Формально он называется SIRTF, the Space Infrared Telescope Facility (космический инфракрасный телескоп). 85-сантиметровый телескоп принимает инфракрасные волны с длиной волны от 3 до 180 микрон.

Как показывает статистика научной прессы, около половины громких астрономических открытий, сделанных космическими и наземными телескопами, не обходится без Спитцера. Но более мощный телескоп имени Джеймса Вебба должен с лихвой перекрыть этот показатель. Зато охватить тот же широкий спектр, что и у телескопа имени Хаббла, ему не удастся никогда.