Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Матка подсадная, дети свои

Четыре овцы, которым удалили матку и вживили заново, забеременели, сообщает «Би-би-си». Эксперимент проведен в Sahlgrenska Academy в шведском Университете Готенбурга.

Однако работа группы профессора Бранстрёма может считаться успешной только отчасти.

Всего операцию по удалению-приживлению матки шведы провели у 14 овец. Половина животных погибли из-за осложнений, да и забеременеть удалось только четырем.

Тем не менее работа шведской группы расценивается в научном мире как серьёзный успех. Пересадка матки чрезвычайно трудна и опасна, так как к органу идут не крупные кровеносные сосуды – он весь оплетен густой сетью мелких сосудиков. И все их необходимо соединить, чтобы обеспечить необходимое кровоснабжение трансплантата. А так как задача эта очень сложна (в таких мелких сосудах очень легко образуются тромбы), то даже 4 полностью успешные операции из 14 – это очень неплохо.

Хотя проблема тромбоза окончательно не решена, большинство специалистов считают пересадку матки одним из самых перспективных направлений современной трансплантологии.

Авторы особо подчеркнули, что овцам вживляли их собственные матки, так что проблем с отторжением органов из-за несовместимости донора и реципиента у них не возникало. И только теперь команда Бранстрёма начинает работы по пересадке матки от одного животного к другому.

Попытка пересадить человеческую матку тоже известна. Но только одна – в 2000 году. В Саудовской Аравии у 26-летней пациентки удалили орган в 1994 году в связи с угрожающим жизни кровотечением. А через шесть лет попытались пересадить другую, от 46-летней женщины. Затем деятельность матки медики поддерживали женскими половыми гормонами (эстрогенами и прогестероном). Как говорили авторы работы, пересаженный орган функционировал нормально и пережил два менструальных цикла. Но его пришлось удалить всего через три месяца после операции – начался обширный тромбоз сосудов, и возникла опасность некроза.

В Нью-Йорке также готовятся к выполнению пересадки матки, взятой у умершего донора, живому человеку.

По крайней мере, официально для неё всё готово: технология изъятия донорских органов отработана, процесс пересадки тоже (правда, пока только на животных), желающих получить новый шанс забеременеть женщин – масса. Разрешение на операцию тоже получено. Осталось только пересадить.

В ходе более чем шестимесячного поиска доноров американский специалист доктор Джузеппе дель Приоре из Downtown Hospital, Нью-Йорк, совместно со своими коллегами просмотрел порядка 1800 возможных «кандидатов». Из общего числа медики отобрали 150 доноров для трансплантации различных внутренних органов, а 9 женщин были специально отобраны для пересадки матки. В 8 случаях из 9 матку изъяли из организма доноров без осложнений для органа, и дальнейший анализ тканей показал, что матки по всем параметрам подходят для трансплантации.


В голове лучше ветер, чем мусор

Новая работа медиков из Колумбийского университета объясняет, почему некоторые люди, способные с легкостью вспомнить самые разнообразные исторические даты или события давно минувших дней, с трудом помнят, куда они положили очки утром или с кем говорили два часа назад.

Как говорят авторы работы, возможно, такие люди просто обладают очень большим объёмом памяти, что и создает мозгу сложности в выборе информации и увеличивает время, необходимое для запоминания.

Статья вышла в мартовском номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences – PNAS (номер за 13 марта 2007 года). Исследование еще раз подтверждает старый принцип: слишком хорошо – тоже плохо. В этом случае хорошее – это процесс роста нейронов (нейрогенез) в гиппокампе – отделе мозга, отвечающем за обучение и память.

До сих пор считалось, что нейрогенез идет мозгу на пользу, а его нарушение приводит к долговременным нарушениям памяти. Для проверки этой гипотезы исследователи искусственно уменьшили рост нейронов в гиппокампе мышей, а затем проверили их способность находить пищу в лабиринте. Естественно по сравнению с необработанными зверями.

Оказалось, что мыши, у которых подавили нейрогенез, быстрее и чаще принимают правильные решения и в конечном итоге быстрее находят корм.

Авторы эксперимента пришли к выводу, что когда нейрогенез в гиппокампе прекращается, то сильно улучшается рабочая память. Она отвечает за кратковременное хранение информации, и её ещё называют короткой памятью. Благодаря ей мы помним, куда положили утреннюю газету, где запарковали машину, только что услышанный номер телефона. Но работа короткой памяти сильно зависит от информации, которая в нее уже записана. Поэтому для ее нормальной работы очень важна способность забывать.

«Наши результаты показывают, что новые нейроны в гиппокампе зачастую передают сигнал в самых разных, иногда буквально противоположных направлениях, что резко увеличивает время обработки данных и, естественно, мешает нормальной работе памяти», – сказал один из соавторов, научный сотрудник Исследовательского центра нейробиологии и поведения при Медицинском центре Колумбийского университета доктор Гаэль Малерет.

Как пояснил доктор Малерет, их выводы применимы и к людям. Человек, способный в повседневной жизни быстрее выкидывать из головы ненужный информационный мусор, способен быстрее и качественнее воспринять новую информацию и принять более правильное решение. Хотя бы уже потому, что он анализирует больше новой информации одновременно.