Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Нашествие приставок: консоли вытесняют компьютеры с игрового рынка

В 1951 году инженер Ральф Байер задумался над идеей создания интерактивного телевидения. Он развил свою идею в 1966 году: на свет появилась видеоигра для двух игроков, которая использовала обычный телевизор в качестве средства вывода изображения. В игре "Chase" две точки гонялись друг за другом по экрану. В 1967 году уже другой инженер, Билл Гаррисон, сделал платформу и световой пистолет, при помощи которого надо было поразить цель, управляемую другим игроком. Затем была создана игра "Пинг-понг", в которой игроки управляли двумя площадками и отбивали шарик.

Разработка продолжилась и привела к финальному прототипу под названием "Brown Box", у которого было два контроллера, световая пушка и 16 переключателей, которыми можно было выбрать игру.

А первый коммерческий проект реализовала компания Magnavox. В 1972 году компания выпустила первую в мире игровую консоль под названием Magnavox Odyssey. Приставка стоила в США $100 и завоевала всеобщее признание: за первые три года было продано около 350 тысяч консолей. Кроме того, Odyssey продавалась компанией Nintendo, у которой еще не было собственных разработок, в Японии.

Конечно, в последующие десятилетия персональный компьютер отбил у консолей индустрию игр и развлечений. Однако лишь на время. Начиная с 2000-х годов жители развитых стран все больше сходятся во мнении, что на компьютере надо работать, а на игровой приставке - играть. Тем более что новое, седьмое поколение консолей далеко ушло в своем развитии мультимедийных приложений и игр от ПК.

На замену голливудским фильмам

Стремительно набирающие популярность компьютерные и видеоигры теснят другие виды развлечений, а игровые приставки помимо игр предоставляют пользователям массу других возможностей, таких как просмотр фильмов, выход в интернет, игра по сети и даже новые телевизионные каналы. По данным аналитиков, в США сегмент компьютерных игр по обороту уже давно обогнал киноиндустрию. Причина проста: по звуку и графике игры уже сравнялись с кино, поэтому многие предпочитают сегодня участвовать в захватывающем боевике, чем просто быть сторонним наблюдателем. Это вызвало присоединение к аудитории геймеров взрослых людей. Сегодня в мире они уже составляют около двух третей игроков, а более четверти из них - женщины.

Будущее развитие игровой индустрии связывается сегодня с взрывным ростом именно сегмента консолей. По прогнозам аналитиков, доля игр на компьютере будет постоянно снижаться, а выручка будет постепенно переходить к производителям консолей.

К тому же поиграть в игру на приставке гораздо проще, чем на компьютере. Для этого нужно просто вставить диск, не задумываясь о соответствии устройства системным требованиям, об установке подходящих драйверов и инсталляции игры. К тому же приставка обойдется покупателю значительно дешевле компьютера, который потянет современные игры.

Единственный минус - очень высокие цены на игры для этих консолей. Современные приставки, которые в воспроизводстве мультимедийных приложений не уступают суперкомпьютерам, стоят относительно недорого только потому, что компании продают их себе в убыток. Здесь работает бизнес-модель, успешно освоенная и в других областях. Суть ее в том, что само устройство стоит дешево, в то время как расходные материалы, без которых оно потеряет смысл, в данном случае диски с играми, непомерно дороги и за счет перекрестного субсидирования оправдывают продажу приставки по заниженной цене.

По той же причине ограничено разнообразие игр, ведь производить их можно только с разрешения компании - производителя приставки и только по указанной ей цене. Сегодня этим занимаются только крупные международные разработчики, а создание одной игры может стоить несколько десятков миллионов долларов.

Чтобы подсадить игроков на свою приставку, производители, как правило, вместе с выходом консоли выпускают несколько отличных игр, которые работают только на их устройстве. После того как приставка завоевала определенный успех, производитель закрывает рынок и диктует сторонним разработчикам свои условия. «Чтобы разработать хорошую игру, требуется не менее $10 млн, а некоторые проекты могут стоить $20-30 млн. К тому же платформа закрытая, а производители неохотно пускают сторонних разработчиков, чтобы не портить себе репутацию. Для этого надо иметь хорошую студию, историю, долго получать разрешение, и при этом есть риск быть не допущенным на финальной стадии», - рассказал «Газете» директор Nival Interactive Inc. Сергей Орловский.

Российские реалии

Российский рынок, однако, значительно отличается от западного. В отличие от США, где игры на консолях занимают 80% рынка, в России этот показатель составляет всего 5-10%. А продажи всех приставок за все время (Xbox 360, PS3 и Wii) в несколько раз меньше продаж одной только Xbox 360 в первый месяц в США. «В России сложилась другая ситуация. В консоли никто раньше не играл, так как они сами и игры на них были дорогими, да и пиратам было проще производить нелегальные копии дисков для ПК, чем для приставок. Как следствие - большая популярность компьютерных игр. И так как у консолей не было аудитории, значит, не выросли и кадры, разбирающиеся в них», - говорит Сергей Орловский.

Россия - это страна, где успех имеют те устройства, к которым имеют доступ пираты. А это на сегодняшний день прежде всего персональные компьютеры, а затем уже игровые приставки.

Непопулярность приставок в России стала причиной того, что российские разработчики, имеющие определенный успех в сфере игр для ПК, никак не затронули консольный рынок. «Разработать игру для игровой консоли политически сложнее, чем для ПК. Во-первых, нужно согласовывать условия разработки с производителем. К тому же конечную версию игры также нужно представить производителю приставки на одобрение и платить ему лицензионные отчисления. Это невыгодно в России, так как рынок у нас не так развит, как в Европе и США. К тому же необходимо закупить Development Kit, который стоит у каждого производителя несколько десятков тысяч долларов (без него нельзя писать игры для консолей, код закрытый. - «Газета»)», - говорит менеджер отдела по лицензированию и продвижению компании "1С" Андрей Хандожко.

Трое из ларца

Поиграть в блокбастер сегодня можно при помощи всего трех консолей-конкурентов. Это Xbox 360 от Microsoft, PlayStation3 от Sony и Wii от Nintendo. Каждая по-своему хороша и имеет свои преимущества и недостатки.

Самой популярной консолью в России сегодня является Xbox 360. Так как устройство вышло на год раньше конкурентов, на данный момент оно является самым доработанным из всех, а также обладает самым широким ассортиментом игр. К тому же это пока единственная консоль, до которой добрались пираты. Xbox 360 сегодня можно легко перепрошить, что позволяет читать нелицензионные диски стоимостью 300-400 рублей, в то время как оригинальные копии стоят около 1,5 тысячи рублей. «В России сформировался целый слой игроков, которые покупают игры на пиратских дисках, а особенно понравившиеся приобретают в лицензии. Это является одной из причин большей популярности Xbox 360 в России, чем, например, PS3, в которой используется новый формат дисков Blu-Ray, до которого пираты пока не добрались», - говорит Андрей Хандожко.

Помимо игр пользователям предлагается сервис Xbox Live!, который позволяет играть по сети, загружать разнообразный контент (демоверсии, трейлеры, музыку, ТВ-шоу и т.п.). Правда, наиболее широкие возможности предоставляет лишь платная версия сервиса - Xbox Live! Gold, подписка на которую стоит $50-60 в год в зависимости от страны.

Доступны три варианта издания консоли (Core, Arcade и Premium), а также сборка под названием Elite. Самая дешевая, Core, обойдется российскому покупателю в 11 тысяч рублей. Однако версия не имеет жесткого диска, провода Ethernet, выхода HDMI для передачи сигнала в HD-качестве. Самая дорогая - Elite - стоит уже 18 тысяч рублей и имеет в комплектации жесткий диск объемом 120 Гб, беспроводные джойстики, выход HDMI, бесплатную подписку на Xbox Live! Gold и одну игру в комплекте.

С 1 ноября Microsoft начала продажи русифицированной версии консоли. Компания обещает русифицировать и самые популярные игры и новинки.

Однако, согласно отзывам владельцев, у приставки могут возникать технические проблемы. Среди них - возможный перегрев системы, который может привести к поломке. Три красных индикатора, которые загораются при полном отказе системы, геймеры называют красным кольцом смерти. Кроме того, приставки, оборудованные приводом Toshiba, могут царапать диски. Однако даже многочисленные тесты, результаты которых публиковались в специализированной прессе, не смогли повлиять на Microsoft, которая утверждает, что проблема связана с неправильной эксплуатацией приставки.

Основной конкурент Xbox 360 - Sony PlayStation3. С ее помощью также можно не только играть, но и смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять почту и выходить в интернет. Преимуществом приставки PS3 является то, что она поддерживает все игры для PlayStation2. PS3 оснащена многоядерным процессором Cell Broadband Engine, совместно разработанным компаниями IBM, Sony и Toshiba. Также в приставке используется графический процессор RSX, или «синтезатор реальности», созданный компаниями Nvidia и SCEI. Видеочип работает на частоте 550 Мгц и имеет 256 Мб памяти, что позволяет выводить на экран два качественных HD-потока одновременно. На приставке установлена полноценная операционная система, к которой через онлайн-сервис можно скачивать патчи и обновления. Для этого в систему включен полноценный веб-браузер.

Как и у Xbox 360, у PS3 есть свой интернет-сервис PlayStation Network Platform, который позволяет загружать на жесткий диск различный контент (видео, музыку, демоверсии игр, обновления), играть и общаться с другими пользователями PlayStation 3, узнавать информацию об интересующих проектах и др. Компания также запустила специальный онлайн-магазин PlayStation Store. Здесь можно приобрести дополнительный контент для игр, оплачивать подписку на многопользовательские игры, а также покупать музыку и фильмы. Деньги начисляются в «кошелек», с помощью которого и производится оплата.

В приставке установлены кард-ридеры, читающие карты форматов Memory Stick, CompactFlash, SD и MMC. Консоль оснащена Wi-Fi-приемником, проводом Ethernet и Bluetooth. Но главным новаторством является поддержка технологии Blu-Ray (формат оптических дисков).

Именно поэтому пиратских дисков для PS3 на данный момент нет, а оригинальный обойдется пользователю еще дороже, чем для Xbox 360, - примерно в 2 тысячи рублей. «Это является одной из причин большей популярности Xbox 360 в России, чем PS3», - говорит Андрей Хандожко. Менее привлекательна и цена приставки. Версия с жестким диском объемом 40 Гб обойдется покупателю в 18 тысяч рублей, а 60-гигабайтная версия стоит уже 22 тысячи. «Однако по мере развития рынка и снижения цены на лицензионные игры PS3 может обогнать Xbox 360. Одной из причин этого будет более сильный бренд Sony в России», - говорит. Сегодня в России игровая приставка ассоциируется именно с PlayStation благодаря успеху первых двух версий консоли, которые на российском рынке долгое время не имели конкурентов.

Особняком стоит приставка Wii от Nintendo. «Wii позиционирует себя как консоль для всех. Активно привлекается женская аудитория, игры продвигаются в массы», - говорит Сергей Орловский. При этом на вопрос, что купить, консультанты магазинов, торгующих электроникой, примерно поровну делятся на сторонников Xbox 360 и PS3. Никто так и не посоветовал корреспонденту «Газеты» Wii. «Если в Европе она берет дешевизной, то у нас в стране ее цена практически сопоставима с Xbox 360 - 10 тысяч против 12 тысяч рублей. К тому же эта консоль менее продвинута в техническом плане, странный облик имеют игры», - говорит Андрей Хандожко.

Представители Nintendo говорят, что приставка уступает конкурентам по графике, и делают упор на игровых возможностях. Однако, если присмотреться поближе, приставка по многим показателям интереснее соперников. Просто она предназначена не для геймеров, а для всех, кто хочет развлечься и весело провести время.

Консоль уникальна своим контроллером Wii Remote, который может определять свое перемещение и ориентацию в трехмерном пространстве. Кроме того, в контроллер встроен динамик и вибромеханизм. Таким джойстиком можно «отбивать» теннисный мяч или играть в гольф, например. Игры на Wii - для тех, кто хочет подвигаться, а выбор дополнительных аксессуаров самый богатый среди конкурентов. Можно дополнительно купить множество джойстиков, рулей, пистолеты и даже нунчаки и шлем. Любители бокса могут сразиться на ринге с виртуальным противником в боксерских перчатках, в которые встроены контроллеры, а разнообразные насадки на джойстик могут превратить его в клюшку для гольфа, теннисную ракетку и даже удочку. Не случайно большинство наград Games Award, организованной Британской киноакадемией, собрала игра "Wii Sports". Ее не только признали лучшей спортивной игрой, но и отметили в номинациях "Лучшая казуальная игра", "Лучший геймплей", "Инновации", "Лучшая многопользовательская игра" и "Стратегии и симуляторы".

Приставка также может подключаться к интернету и имеет несколько каналов, которые по замыслу разработчиков должны дополнить количество программ на телевизоре в гостиной. Это непосредственно игровой канал, канал для создания карикатурных персонажей при помощи специального редактора, фотоканал, позволяющий просматривать и редактировать фотографии, вставив в консоль SD-карту, канал покупок, где можно купить ПО и игры для приставки, регулярно обновляемые канал новостей и канал погоды и т.п. Стоит консоль около 10 тысяч рублей, а цена на лицензионные диски начинается от 1,5 тысячи рублей.

Неподвластный Китай

Консоли становятся базовой платформой на Западе и в Японии. Если раньше люди играли в кабинетах на компьютере, то теперь они переместились в гостиную на консоль. «Компании, разрабатывающие консоли, делают из них медийные центры, стараясь вытеснить остальные устройства из гостиной», - говорит Сергей Орловский. По его мнению, распространение модели, когда все развлечения переместятся на консоли, наиболее вероятно, однако есть несколько факторов, которые могут этому помешать. В частности, на судьбу консолей может повлиять самый крупный потребительский рынок - китайский, на котором игровые консоли пока не закрепились. Китайцы взяли корейскую модель. «В Корее, например, вообще нет консолей. У них распространены многопользовательские игры. Вечерами люди собираются в компьютерных клубах, хотя дома есть компьютеры, и играют и пьют пиво. Это то же самое, как у нас боулинг, например. Это у них уже глубоко в культуре, и сложно их изменить», - говорит Сергей Орловский.